Совет 1: Что такое сознание

Под «сознанием» в современной психологии принято понимать такой способ отображения объективной действительности в психике человека, при котором опыт общественно-исторической практики человечества служит связывающим, опосредованным звеном.
Инструкция
1
Сознание является высшей формой психики и, по К. Марксу, «результатом общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с другими людьми», т.е. «общественным продуктом».
2
Способом существования сознания, как видно из смыла слова, представляется знание, составными частями которого выступают такие познавательные процессы, как:

- ощущение;
- восприятие;
- память;
- воображение;
- мышление.
3
Еще одной составляющей сознания служит самосознание, способность различения субъекта и объекта. К этой же категории относится и самопознание, присущее только человеку.
4
Сознание, по К. Марксу, невозможно без осознания целей любой деятельности, а невозможность осуществления целеполагающей деятельности представляется нарушением сознания.
5
Последним компонентом сознания считаются человеческие эмоции, проявляющиеся в оценке как общественных, так и межличностных отношений. Так, расстройство эмоциональной сферы (ненависть к прежде любимому человеку) может служить показателем нарушения сознания.
6
Другие школы предлагают свои концепции категории сознания, сходясь в оценке сознания как процесса отображения реальности органами перцепции и реализации его составляющих (ощущений, представлений и чувствований) на уровне апперцепции, но расходясь в дальнейшем:

- структуралисты - выводят природу сознания из самого сознания, пытаясь выделить базовые элементы, но сталкиваются с проблемой исходной позиции носителя сознания уже на уровне определения;
- функционалисты - пытались рассматривать сознание как биологическую функцию организма и пришли к выводу о несуществовании, «фикции» сознания (У. Джеймс);
- гештальт-психодогия - считает сознание итогом сложных преобразований по законам гештальта, но не может объяснить самостоятельную активность сознания (К. Левин);
- деятельностный подход - не разделяет сознание и деятельность, т.к. не может выделить результаты (навыки, состояния и т.п.) из предпосылок (цели, мотивы);
- психоанализ - считает сознание порождением бессознательного, вытесняющего конфликтующие элементы в область сознания;
- гуманистическая психология - не смогла создать внятной концепции сознания («Сознание есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть» - Ж-П. Сартр);
- когнититвная психология - считает сознание частью логики процесса познания, не включая данную категорию в конкретные схемы когнитивных процессов;
- культурно-историческая психология - определяет сознание как основное условие и средство овладения собой, полагая мышление и аффект частями человеческого сознания (Л.С. Выготский).

Совет 2: Что такое сознание и подсознание

Человеческий разум подразделяется на 2 уровня: сознание и подсознание. В тот момент, когда человек думает, размышляет, активным участником этого процесса становится сознательный разум. Следующим пунктом назначения мыслей становится подсознание.
Подсознание отвечает за различные эмоции. Если мысли были позитивные, соответственно, и эмоции будут такими же, и наоборот. Считается, что подсознание наиболее таинственная и малоизученная сфера.

Подсознание, как способ выжить

Поведение человека в той или иной ситуации определяется подсознанием. Его основной задачей является обеспечение выживания его владельца в разных жизненных ситуациях, в том числе, и экстремальных.

Этот процесс контролируется человеческими инстинктами, которые, в свою очередь, являются частью подсознания. В опасных для жизни ситуациях, первым делом любой человек пытается, прежде всего, спасти свою жизнь, а уж потом других людей. Это нельзя называть эгоизмом, так как такие процессы контролируются не самим человеком, а его подсознанием. Так уж распорядилась природа.

Подсознание постоянно пытается воплотить человеческие мысли и идеи в жизнь. Причем, неважно оптимистическим ли характером обладают эти идеи или пессимистическим. Научно доказанный факт, что в момент, когда происходит передача мыслей в подсознание, клетки мозга претерпевают изменения.

Случается, что за считанные дни этот уровень разума может помочь решить возникшие у человека проблемы. Бывает и так, что для решения этой задачи требуются месяцы и даже года.

Обман сознания

Постоянно управлять человеком и его поведением подсознание не может, и тут наступает очередь другого уровня разума, то есть сознания. К примеру, когда у человека наступает состояние влюбленности, его поведением движут исключительно инстинкты.

В этом случае свою роль вступает сознание, которое начинает прививать объекту любви качества, которыми на самом деле он не обладает, тем самым пытаясь сделать образ этого человека идеальным. Суть в том, что благодаря участию сознания в процессе влюбленности, она может продолжаться очень долгое время.

Зачастую одни и те же события и факты вызывают у людей противоположно разные мысли и эмоции. Так, например, такая распространенная привычка, как курение, у одних вызывает ассоциацию со спокойствием, умиротворением. Другие же рисуют в голове картинку страшных последствий, которые могут произойти в результате увлечения курением.

Это происходит потому, что часто сознание идет против подсознания, занимая противоположную сторону. Это может привести к замешательству или непоправимым последствиям.

Совет 3: Что такое сознание как феномен философии

Сознание как феномен философии является одной из форм проявления человеческой души. При этом данная форма очень существенна и содержательна. Это важная составляющая человеческого мировоззрения и бытия.
Инструкция
1
Сознание с точки зрения философии представляет собой свойственную только людям и связанную с речью функцию мозга, которая заключается в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, мысленном построении действий и их результатов, разумном контролировании поведения человека.
2
Сознание в широком смысле является психическим отражением действительности независимо от уровня его проявления — биологического или социального, чувственного или рационального. В более узком значении сознанием считается не только психическое состояние, но и высшая, собственно человеческая форма психического отражения им окружающей действительности.
3
Поскольку сознание – это адекватное осмысление реальности, оно реализуется в процессе различных направлений теоретической и практической деятельности. В основе данной реализации лежит формулирование идеи, замысла или цели, что делает сознание каждого человека индивидуальным.
4
В структуре сознания выделяются такие моменты, как переживание окружающих человека явлений, осознание вещей как определенное отношение к их содержанию. Для сознания человека характерно развитие, которое происходит путем обогащения его новыми знаниями о самом человеке и его окружающем мире. Ощущения, представления, восприятия, понятия, образуют центральное ядро сознания. Но на этом структурная полнота феномена не исчерпывается: сюда же включается и акт внимания как необходимый композит. Благодаря сосредоточенности и вниманию человек способен концентрировать свое сознание на определенном круге объектов.
5
Основой всех психических процессов сознания является память, которая представляет собой способность мозга человека запечатлевать, сохранять и впоследствии воспроизводить информацию. При этом движущая сила поведения и сознания - это потребность как свойство неустойчивости организма, его постоянной нужды в чем-либо. Данное внутреннее состояние приводит к возникновению влечения, исковой активности, волевого усилия.
6
Феномен сознания описывал в своих трудах известный ученый-философ Иммануил Кант, который связывал его с интуицией и чувственным познанием. При этом он указывал на то, что существуют определенные сферы восприятия и чувств, которые невозможно осознать физически. Подобным темным представлениям в человеке он дал общее название «бессознательное».
Видео по теме

Совет 4: Что такое измененное сознание в индуизме

Изменение сознания, расширение его граней с выводом на совершенно новый, более высокий уровень восприятия, является основой религии такой страны, как Индия. Даже особое направление самопознания, йога, зародившаяся в этой загадочной стране, базируется на тезисах, связанных с познанием непознанного через особые формы медитации.
Инструкция
1
Сегодня такие понятия, как чакры, карма, нирвана, пожалуй, известны каждому образованному человеку, но не все знают, что эта терминология имеет прямое отношение к раскрытию собственного сознания посредством длительных и упорных упражнений, которые неминуемо ведут к некоему просветлению.
2
Просветление по древним индийским понятиям может быть достигнуто лишь через самадхи, которое выражается в уверенности и спокойствии человеческого духа, не выявляющем ни единого противоречия между внутренним миром человека и его внешней оболочкой, живущей в реальном мире. Самадхи достигается посредством концентрации сознания, потери связи с телом, которая должно приблизить испытуемого к нирване или абсолютному блаженству.
3
Само сознание человека, согласно индийской философии, делится на четыре уровня, среди них обычное состояние бодрствования, спокойный сон, сон со сновидениями и измененное состояние человеческого сознания. С самого начала сотворения времен жрецы и маги пытались узнать секрет достижения подобного состояния, основным средством всегда считалась медитация, с помощью которой человек учился проходить все заложенные в нем жизненные циклы, начиная от рождения заканчивая упокоением.
4
Измененное сознание в индуизме связано с особым умением человека абстрагироваться от всего внешнего, видеть сон наяву так, чтобы он из иллюзии превращался в реальность и не разрушался мозгом через осознание нереальности происходящих событий. Считается, что если хотя бы в одном подобном сне человека сумел полностью абстрагироваться от мирских сует, он сможет проделывать подобные вещи снова и снова.
5
Теоретически достижение состояния измененного сознания способно позволить человеку взглянуть на окружающий его мир совершенно иными глазами, найти некую гармонию с самим собой, подавить в себе разрушающие тебя эмоции, перейти на абсолютно новый уровень восприятия своего прошлого, настоящего и будущего, прекратить постоянно идущий внутренний диалог и сомнения, присутствующие в каждом.
6
Измененное состояние - это некая форма четвертого измерения, способность получать желаемые видения, манипулировать своим собственным мозгом, открывать всевозможные пути эволюции своего обыденного сознания.
Видео по теме
Источники:
  • Сознание
  • Понятие о сознании
  • Сознание в психологии
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500