Разум против веры



По сути, людей, отрицающих существование бога, можно разделить на две группы. В первую входят индивидуумы с критическим мышлением, которые требуют неопровержимых доказательств наличия высшего духовного начала. Как правило, подобные люди обладают достаточно развитым интеллектом, заставляющим их скептически относиться к религиозной риторике.


Поскольку в современных условиях не существует возможности научным путем доказать, что бог есть, скептики делают логически верное заключение об отсутствии высшего существа, управляющего человеческой жизнью. Те проявления «божественной силы», которые официальная церковь называет «чудесами», атеисты воспринимают либо как стечение обстоятельств, либо как неисследованные природные явления, либо как мошенничество и подтасовку фактов.

Достаточно распространено мнение, что вера – это сознательный отказ от знания и попыток доказать или опровергнуть некое утверждение научным методом. Ученые из двух американских университетов утверждают, что показатели коэффициента интеллекта у атеистов всегда были несколько выше, чем у верующих. Это связано с тем, что чем больше человек склонен к осмыслению действительности, тем меньше у него остается возможности для веры.

Вера против религии



Представители второй группы неверующих, в принципе, признают наличие сверхъестественной силы, однако склонны не соглашаться с основными догматами религий. Необходимо учитывать, что большинство религиозных институтов создавались для формирования морально-нравственной парадигмы общества, то есть, внедрения в общественное сознание норм и правил, основанных на морали, а не на законах государства. Естественно, что во все времена находились люди, предпочитавшие двигаться по пути духовного совершенствования самостоятельно, без указаний церкви.

Кроме того, большая часть религий налагает на своих последователей ряд ограничений, которые не всегда бывает просто соблюдать. В результате человек, в целом согласный с позицией той или иной религии, отказывается ее исповедовать, так как недоволен имеющимися запретами. Наконец, есть те, кто считает официальные религии скорее социально-экономическими институтами, чем средством обрести духовное совершенство. В какой-то степени это утверждение справедливо, поскольку важная роль религии состоит не только в том, чтобы помочь индивидууму найти Бога, но и в том, чтобы создать нравственно здоровое общество. Однако «светская» деятельность религиозных руководителей может разочаровывать их последователей.