Совет 1: Как платить госпошлину в суд

Чтобы суд принял и рассмотрел ваше исковое заявление, нужно заплатить государственную пошлину. Это разновидность федерального сбора, а не оплата услуг суда, поэтому рассчитывать на то, что оплата государственной пошлины принесет вам положительное решение, не стоит. Оплата пошлины – обязательное условие принятие иска в судопроизводство.
Вам понадобится
  • - квитанция об уплате государственной пошлины;
  • - платежное поручение на оплату (для организаций);
  • - заявление о том, что вы принадлежите к категории лиц, освобожденных от пошлины, и документы, подтверждающие ваш статус;
  • - заявление об отсрочке или рассрочке оплаты государственной пошлины и документы, свидетельствующие о вашем тяжелом финансовом состоянии, болезни и т.п.
Инструкция
1
Оплата государственной пошлины за рассмотрение и принятие дела в судебную практику предусмотрена Налоговым кодексом РФ. Ее размер зависит от суда, в котором находится дело (суд общей юрисдикции, арбитражный и т.д.).
2
Чтобы уплатить госпошлину, спросите у сотрудников суда или банка необходимые банковские реквизиты, так как у каждого суда они разные.
3
Если вы обращаетесь в суд как физлицо, заполните в банке квитанцию, а если как организация или индивидуальный предприниматель, составьте платежное поручение. Эту квитанцию вам нужно после приложить к исковому заявлению.
4
Встречаются отдельные случаи, когда закон освобождает определенные категории лиц от уплаты госпошлины. К примеру, это истцы, которые обращаются в суд для требования зарплаты, алиментов и пособий, защиты прав инвалидов, прав ребенка и т. Полный список лиц, освобожденных от оплаты госпошлины, приведен в ст. 333.36 главы 25.3 Налогового кодекса РФ.
5
Чтобы воспользоваться правом на освобождение от госпошлины, укажите в исковом заявлении, что вы относитесь к льготной категории лиц, и приложите к нему документы или их нотариально заверенные копии, подтверждающие это право.
6
Если у вас нет денег и права на освобождение от уплаты пошлины, попросите суд об отсрочке или рассрочке уплаты. Для этого напишите соответствующее заявление и приложите его к иску. Также можете указать просьбу об отсрочке в самом тексте искового заявления.
7
Не забудьте обосновать вашу просьбу соответствующими документами, так как предоставление отсрочки является правом, а не обязанностью суда. Причины, которые позволяют вам просить отсрочки: тяжелое материальное положение, наличие иждивенцев, болезнь, поглощающая все ваши денежные средства. В отдельных случаях законодательство предусматривает возможность возврата государственной пошлины.

Совет 2: Как рассчитать госпошлину

Государственная пошлина — сбор, уплачиваемый лицами в связи с обращением в государственные и иные органы за совершением юридически значимых действий. За некоторые виды действий пошлина уплачивается в твердом размере, например: за регистрацию заключения брака 200 рублей.

При обращении в суд или арбитражный суд, размер госпошлины высчитывается плательщиком самостоятельно. Он зависит от размера и вида предъявленных требований.
Инструкция
1
По имущественному требованию определена регрессивная шкала ставок в зависимости от цены иска. Цена иска определяется по размеру денежного требования, по стоимости имущества (по искам об имуществе), по сумме платежей за год (по алиментам, кроме платежей на несовершеннолетних детей). Максимальный размер пошлины ограничен 60 000,00 рублей при обращении в районный суд, 100000,00рублей при обращении в арбитражный суд.
2
По неимущественному требованию физические лица уплачивают двести рублей, юридические — четыре тысячи рублей.
3
За выдачу судебного приказа — половина от госпошлины, рассчитываемой по имущественному требованию.
4
За апелляционные, кассационные, надзорные жалобы, обжалование действий должностных лиц определен твердый размер пошлины.
5
Госпошлина определяется отдельно по каждому требованию и суммируется.
Обратите внимание
На стадии принятия искового заявления, при явном несоответствии указанной цены иска действительной стоимости имущества, судья определяет цену иска самостоятельно, а значит, госпошлина должна быть доплачена.
Совет полезен?
На официальных интернет-сайтах судов можно воспользоваться калькулятором госпошлины. Однако, эта информация носит справочный характер и следует ее перепроверить.

Конкретные размеры ставок установлены ст. 333.19 налогового кодекса РФ при обращении в суд общей юрисдикции, ст. 333.21 налогового кодекса РФ — в арбитражный суд.
Источники:
  • Налоговый кодекс РФ

Совет 3: Как рассчитать госпошлину по иску

Самый простой способ рассчитать размер госпошлины по иску имущественного характера - воспользоваться онлайн калькулятором, расположенным по адресу http://www.kod-x.ru/polza/gpcalc.htm. Однако можно сделать это и самостоятельно, опираясь на статью 333.19 Налогового кодекса РФ при обращении к мировому судье или суд общей юрисдикции и 333.21 - в арбитраж.
Вам понадобится
  • - компьютер;
  • - доступ в интернет;
  • - Налоговый кодекс РФ;
  • - калькулятор.
Инструкция
1
Если вы решили воспользоваться калькулятором госпошлины, зайдите на страницу http://www.kod-x.ru/polza/gpcalc.htm и введите сумму иска в соответствующее поле для суда, в который планируете обратиться: в суд общей юрисдикции, к мировому судье или в арбитражный суд. В последнем случае ставки госпошлины будут несколько выше.Если вы планируете обратиться в суд в Москве, с помощью сервиса можете также сформировать и распечатать квитанцию для оплаты госпошлины. Для остальных регионов это возможно при условии, что вы самостоятельно введете реквизиты своего суда.
2
Если вы хотите посчитать госпошлину сами, опирайтесь на ее ставки, приведенные в ст. 333.19 Налогового кодекса для мировых судей и судов общей юрисдикции и 333.21 для арбитражного суда.При обращении в суд общей юрисдикции или к мировому судье и цене иска до 20 тыс.р. госпошлина равна 4% цены иска, но не меньше 400 р., 20001 - 100 тыс.р. - 800 р. + 3% суммы сверх 20 тыс.р., 100001 - 200 тыс. - 3,2 тыс.р. + 2% суммы сверх 100 тыс.р., 200001 - 1 млн.р. - 5,2 тыс.р. + 1% суммы сверх 200 тыс.р. и более 1 млн.р. - 13,2 тыс.р. + 0,5% суммы сверх 1 млн., но не более 60 тыс.р.
3
При обращении в арбитраж с иском ценой до 100 тыс.р. придется уплатить 4% этой суммы, но не меньше 2 тыс.р. От 100001 до 200 тыс.р. - 4000 рублей + 3% суммы сверх 100 тыс., 200001 - 1 млн. - 7 тыс.р. + 2% суммы сверх 200 тыс., 1 млн. - 2 млн. - 23 тыс.р. + 1% суммы сверх 1 млн. и от 2 млн. - 33 тыс.р. + 0,5% суммы сверх 2 млн., но не более 200 тыс.р.
4
В большинстве остальных случаев для исков различного характера установлены фиксированные пошлины, размеры которых приведены в ст. 333.19 НК РФ для мировых судей и судов общей юрисдикции и 333.21 - для арбитражных судов.
Источники:
  • Статья 333.19 Налогового кодекса РФ о госпошлинах по имущественным искам в суды общей юрисдикции и к мировым судьям
  • рассчитать госпошлину в мировой суд

Совет 4: Какой суд рассматривает дело об алиментах

Вопросы, связанные с выплатой денежного содержания – алиментов – бывшему супругу или детям, рожденным в браке с ним, регулируются многими нормативными актами, в том числе Гражданским, Семейным, Гражданско-процессуальным и Налоговым кодексами РФ. В этих документах определяется и судебная принадлежность решения данных вопросов.

Кто имеет право на алименты

Юридическим основанием для обращения в судебные органы для взыскания алиментов являются гл.13-15 Семейного кодекса РФ. В них регламентируются такие обязательства, которые возникают в отношении родителей и детей, бывших супругов, а также других членов семьи. Эти обязательства, например, имеются у совершеннолетних братьев и сестер, оставшихся круглыми сиротами, в отношении их несовершеннолетних братьев и сестер, а также у бабушек и дедушек в отношении их внуков, которые не могут содержать себя самостоятельно. В большинстве случаев уплата алиментов производится в соответствии с соглашением об этом, которое заключается в письменном виде и в обязательном порядке заверяется нотариально. Когда подобные обязательства не исполняются в добровольном порядке и отсутствует заключенное между членами семьи соглашение об уплате алиментов, они могут быть взысканы через суд.

В какой суд обращаться

При определении судебной принадлежности следует руководствоваться ст.23 Гражданско-процессуального кодекса РФ, согласно которой вопросы о выдаче судебного приказа о взыскании алиментов рассматривают мировые судьи. Если речь идет о несовершеннолетних детях, исключением являются случаи, предусматриваемые ст.122 ГПК РФ, когда исковое заявление подается одновременно с требованием об оспаривании или об установлении отцовства, а также с заявлением о лишении или ограничении родительских прав. В таких случаях рассматривать дело об алиментах должен суд общей юрисдикции, согласно ст.24 ГПК РФ.

Территориальная подсудность дел о взыскании алиментов определяется в соответствии со ст.28 ГПК РФ. Согласно ее положениям, заявление о вынесении судебного приказа о взыскании алиментов, а также судебный иск об этом должны быть поданы в суд по месту постоянного жительства ответчика. Однако, согласно ст.29 ГПК РФ, когда последнее место проживания ответчика истцу неизвестно, направить эти документы можно туда, где было последнее место жительства ответчика, о котором истец был осведомлен. В случае, когда истец не имеет представления о месте жительства ответчика, исковое заявление или заявление о вынесении судебного приказа можно направить в тот суд, который находится по месту жительства лица, в пользу которого взыскиваются алименты.

Когда должник выдвигает возражения против выданного мировым судьей судебного приказа, данный приказ, в соответствии со ст.129 ГПК РФ, может быть отменен, а требование об алиментах рассматривается в порядке искового производства.

Совет 5: Как платить госпошлину при разводе с разделом имущества

Госпошлина при разводе с разделом имущества уплачивается в отделении любого банка через личный кабинет в интернет-банке или через мобильный банк. При наличии судебного спора размер данного платежа составит четыреста рублей с каждого супруга.
Любые действия органов записи актов гражданского состояния, совершаемые по заявлению граждан, облагаются государственной пошлиной. Не является исключением и расторжение брака, связанное с необходимостью раздела имущества между супругами. Чаще всего в таком случае возникает судебный спор, однако супруги могут решить имущественные проблемы и по обоюдному согласию. Обращаться в территориальный отдел ЗАГСа следует уже после уплаты пошлины, поскольку потребуется представить квитанцию, подтверждающую совершение соответствующего платежа. Реквизиты для оплаты зависят от конкретного территориального подразделения, обычно они размещаются на официальных сайтах органов ЗАГС.

В каком размере следует платить госпошлину при разводе с разделом имущества

Наличие спора об имуществе не оказывает непосредственного влияния на размер уплачиваемой при разводе госпошлины. Налоговое законодательство предписывает вносить по четыреста рублей с каждого супруга, включая случаи разводов в судебном порядке и ситуации, при которых супруги достигают взаимного согласия без обращения в суды. Таким образом, потребуется представить в органы ЗАГСа две квитанции от каждого из супругов. Исключением является случай развода по инициативе одного супруга, когда второй признан умершим, осужден на длительный срок заключения или безвестно отсутствует. В такой ситуации обратившийся супруг должен будет заплатить всего двести рублей в качестве госпошлины за оказание государственной услуги.

Какими способами можно оплатить госпошлину при разводе с разделом имущества

Для оперативной уплаты госпошлины при разводе, связанном с разделом имущества, можно использовать несколько способов, однако при выборе конкретного варианта следует учитывать необходимость представления в ЗАГС платежного документа (квитанции или платежного поручения).

Именно поэтому рекомендуется проводить соответствующую оплату в кассе любого банка, куда потребуется представить собственный паспорт, реквизиты для совершения платежа, денежные средства в обозначенном выше размере. Альтернативными способами являются интернет-каналы (личный кабинет в интернет-банке), мобильный банк. Но при использовании этих вариантов все равно придется посещать отделение банка, поскольку потребуется забрать оригинал платежного документа с отметкой банка о проведении платежа.
Источники:
  • Налоговый кодекс РФ (часть вторая)

Совет 6: Как платить госпошлину при утверждении мирового соглашения

При утверждении мирового соглашения арбитражным судом госпошлина уплачивается истцом в общем порядке, однако половина ее размера подлежит возврату истцу. Если же мировое соглашение утверждается в суде общей юрисдикции, то уплаченная истцом государственная пошлина не возвращается.
Достижение сторонами судебного спора мирового соглашения является одним из оснований для завершения рассмотрения дела в арбитражных судах, судах общей юрисдикции (мировых, районных). Одним из актуальных для истца вопросов в такой ситуации является распределение государственной пошлины, поскольку при заявлении первоначального требования она уплачивалась в общем порядке. Независимо от вида судебного органа процессуальное законодательство дает сторонам право согласовать распределение расходов по госпошлине в самом мировом соглашении. Например, в указанном документе можно закрепить обязанность ответчика заплатить истцу половину потраченной на пошлину суммы, разработать другие правила. После утверждения судебным органом такой договоренности она приобретает обязательный характер для сторон. Если же договоренности не достигнуто, то действуют общие правила распределения расходов по госпошлине.

Госпошлина при утверждении мирового соглашения в арбитражном суде

Если дело рассматривалось в арбитражном суде и стороны договорились о его прекращении посредством заключения мирового соглашения, то истец может рассчитывать на возврат половины уплаченной пошлины. Единственное условие – утверждение указанного соглашения до вынесения решения по делу, поскольку правило о возврате половины уплаченной суммы не применяется в тех случаях, когда стороны достигают соглашения уже на этапе исполнительного производства. Для получения денежных средств истец должен обратиться в налоговую инспекцию по месту нахождения суда с соответствующим заявлением, к которому прилагается судебный акт и документ, подтверждающий внесение определенной суммы в качестве пошлины.

Госпошлина при утверждении мирового соглашения в суде общей юрисдикции

Если мировое соглашение достигнуто при рассмотрении дела между обычными гражданами в мировом или районном суде, то законодательство предписывает сторонам самостоятельно разрешать вопрос о распределении расходов в тексте данного соглашения. Никаких специальных правил о возврате части пошлины из бюджета в данном случае не применяется, поэтому истец не может обратиться с соответствующим требованием.

Другими словами, при отсутствии условий о распределении пошлины в тексте соглашения истец просто понесет расходы на ее уплату в общем порядке. Стороны в тексте мирового соглашения в данном случае часто предусматривают обязанность ответчика уплатить в пользу истца половину суммы пошлины.
Источники:
  • Налоговый кодекс РФ (часть вторая)

Совет 7: Как вернуть госпошлину

Закон определяет ситуации, когда можно вернуть уплаченную госпошлину. Такие случаи и порядок возврата определены ст.333.40 Налогового кодекса РФ. Это возможно в случае переплаты, возвращения заявления, или в том случае, если имел место отказ плательщика пошлины от совершения юридического действия, отказ суда в рассмотрении заявления, жалобы, прекращение производства по делу. Если истец отказался от иска, решение не в пользу ответчика не принимается, производство по делу прекращено. В этом случае пошлину в бюджет ответчик не платит.
Инструкция
1
Подайте заявление о возврате излишне уплаченной госпошлины в орган, который должен совершить юридические действия (не распространяется на отношения при рассмотрении дел судами, арбитражными судами, мировыми судьями). Укажите реквизиты, куда нужно произвести возврат.
2
Подайте заявление в налоговый орган о возврате госпошлины.
3
Приложите к заявлению подлинные документы об уплате госпошлины (платежные поручения, квитанции), при возврате части госпошлины, приложите копии документов об оплате.
4
Приложите справку из суда на возврат госпошлины или судебный акт (определение решение), в котором указано на необходимость возврата.
5
На основании полученного заявления уполномоченный орган принимает решение о возврате суммы госпошлины, о чем уведомляет плательщика.
6
В течение одного месяца со дня подачи заявления и необходимых документов, госпошлина возвращается плательщику.
Обратите внимание
Госпошлина подлежит возврату при уменьшении исковых требований, при заключении мирового соглашения из бюджета возвращается 50% суммы.
Совет полезен?
Сумма госпошлины должна быть уплачена только лично. Заявление о возврате переплаты госпошлины подается в течение трех лет с момента оплаты.
Источники:
  • Налоговый кодекс РФ ч.2 ст.333.40

Совет 8: Как учесть госпошлину

Уплата госпошлины - небольшой, но частый вид расходов, которые несет в ходе своей деятельности любая организация. Виды и суммы пошлины бывают самыми разными, но механизм учета очень схож. Да что там говорить, правильное заполнение документов на уплату пошлины и то доставляет больше трудностей, чем ее учет.
Вам понадобится
  • документ о перечислении госпошлины с указанием названия вашей организации, бухгалтерская и налоговая документация вашей организации
Инструкция
1
Если вы платите госпошлину за регистрацию основного средства (например, право собственности на объект недвижимости или постановку на учет автомобиля), то вы можете учесть эти расходы как в составе первоначальной стоимости основного средства, так и в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Оба эти варианта возможны как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, и какой вариант предпочесть, решать вам. Если предпочтете учесть пошлину в составе прочих расходов, то это можно сделать единовременно на дату осуществления платежа.
2
Если госпошлина начислена за разбирательство дела в суде или совершение нотариальных действий, то ее следует учитывать в составе прочих расходов в бухгалтерском учете, а в налоговом - в составе прочих (если речь о нотариусе) или внереализационных (если речь о суде) расходов. Датой списания пошлины будет дата подачи заявления в суд или дата совершения нотариальных действий.
3
Если вы уплачиваете госпошлину за получение лицензии, то у вас также есть выбор, учесть эту сумму единовременно (на дату подачи документов на получение лицензии) или постепенно в течение срока действия лицензии. Обычно удобнее и рациональнее учитывать сумму пошлины сразу, особенно если она небольшая.
4
Некоторые виды госпошлины имеют прямое отношение к производству и реализации товаров и услуг, например пошлина за разрешение установить наружную рекламу. Расходы на рекламу являются коммерческими, следовательно, учитываются в составе текущих расходов (например, на счете «Расходы на продажу»). Вы можете опять же либо учесть сумму пошлины единовременно на день подачи заявления о получении разрешения, либо списывать ее постепенно как расходы будущих периодов, что менее рационально.
Видео по теме
Обратите внимание
Все возможные виды госпошлин установлены в гл. 25.3 НК РФ. Если осуществленного вами платежа в этом списке нет, учесть его как госпошлину вы не можете.

Если госпошлину перечисляет на сама организация, а уполномоченный ею работник, напомните ему обязательно указать в платежных документах, за какую организацию он платит.
Источники:
  • Официальный сайт «КонсультантПлюс»

Совет 9: Как вернуть госпошлину из арбитражного суда

Судебные тяжбы не всегда заканчиваются вынесением решения, часто заявления граждан отклоняются или возвращаются. В этом случае встает перед заявителями вопрос о возврате государственной пошлины, которая авансом уплачивается для совершения судебных действий.
Инструкция
1
Вернуть уже уплаченную пошлину из суда можно по следующим 5 причинам: - при переплате, т.е. если заплаченная сумма превышает необходимую; - если арбитражный суд не рассматривал ваше дело или прекратил по нему производство, возврат в этом случае составит только 50 процентов оплаченной суммы, т.к. определенные действия судом уже были произведены; - если необходимость в судебном решении исчезла до начала его рассмотрения;- если арбитражный суд либо изначально не взял, либо - позже вернул заявление или жалобу.
2
Вернуть госпошлину из арбитражного суда можно только в течение 3 лет. Для возврата переплаченной суммы напишите заявление в налоговую инспекцию по территориальному нахождению арбитражного суда, за действия которого была произведена оплата. В заявлении обязательно укажите причину, по которой вы хотите вернуть госпошлину - лучше всего, если формулировка будет соответствовать причинам, указанным в Налоговом кодексе, статье № 330.40.
3
Напишите сумму, которую вы хотите вернуть, а также действия суда, за которые оплачивалась пошлина - это поможет быстрее найти дело и разобраться с вашим заявлением. Лучше подготовить 2 одинаковых заявления - тогда после визирования документов один экземпляр останется у вас в качестве подтверждения факта и сроков подачи документов. Это будет особенно полезным, если деньги не вернут в течение месяца, что является сроком рассмотрения подобных заявлений.
4
К этому заявлению приложите оригинал платежного документа о произведенном платеже - если нужно вернуть всю сумму. Если вы хотите возвратить только ее часть - достаточно ксерокопии оригинального документа произведенного платежа
5
Кроме подтверждения платежа нужно также приложить к заявлению решение суда по делу или справку из него о том, что у вас есть обстоятельства, позволяющие вернуть уплаченную пошлину. Нужно только обратить внимание на тот момент, что пакет документов нужно подавать не в собственную налоговую организацию, а именно ту налоговую службу, которая контролирует конкретный арбитражный суд. При правильном оформлении документов средства должны быть возвращены в течение 1 месяца.

Совет 10: Как оплатить выписку

Если предприятие получает выписку из ЕГРЮЛ на себя и готово немного подождать, ничего платить ему не следует. Во всех иных случаях придется раскошелиться на госпошлину. И если выписка нужна предприятию, оплата должна быть произведена с его расчетного счета.
Вам понадобится
  • - компьютер;
  • - доступ в интернет;
  • - реквизиты налоговой инспекции;
  • - достаточный остаток на расчетном счете.
Инструкция
1
Выписка на то или иное юридическое лицо может понадобиться, например, для проверки контрагента или обращения в суд. Платными являются также срочные выписки на себя или иное юридическое лицо. Госпошлина за обычную выписку по состоянию на 2011 года равна 200 р., срочную - 400 р. Получить выписку можно в любой территориальной налоговой инспекции, но в платежных документах должна быть указана именно та, в которую вы обращаетесь, а платеж - проведен строго по ее реквизитам. Поэтому начинать нужно с выбора налоговой инспекции, в которую вы планируете обратиться. Узнать номер и адрес ближайшей можно с помощью сервиса по поиску ИФНС на сайте ФНС России.
2
Сайт ФНС России поможет также с реквизитами и формированием платежного документа. Для этого вам надо ввести номер выбранной инспекции в форму, предложенную для заполнения, указать свой юридический адрес или регистрации по месту жительства, если вы физическое лицо, и ввести другие необходимые данные.
3
Если вы обращаетесь в инспекцию, которая не обслуживает ваш адрес, система предупредит вас об этом, но ничего страшного нет. Так что смело делайте выбор в пользу указанной инспекции. Назначение платежа выберите в предложенном выпадающем списке (искать придется долго, но все налоги и госпошлины в нем есть).
4
Если вы делаете запрос от имени юридического лица, госпошлина должна быть оплачена с его расчетного счета. Иначе документы могут и не принять. Поэтому выбирайте вариант оплаты через банк. Для физических лиц предусмотрена оплата наличными через Сбербанк, и при выборе этой опции система сгенерирует квитанцию. Готовую платежку или квитанцию сохраните на свой компьютер.
5
Теперь остается ее оплатить, для чего распечатать и отнести в банк (платежку заверив подписью и печатью) или, в случае с платежкой, загрузить ее в банк-клиент и отправить на исполнение, скрепив электронной цифровой подписью, а затем посетить банк с бумажной версией документа для получения отметки о платеже.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500