Совет 1: Какова роль сердца в кровообращении

Сердце человека является относительно небольшим органом, оно весит чуть больше 300 г, его размер немного больше кисти, сжатой в кулак. Сердце выполняет функцию перекачивание крови, поэтому его часто называют насосом.

Функция сердца в системе кровообращения

Сердце является полым органом, его стенки, в основном, состоят из мышечной ткани (миокарда). В сердце имеются два предсердия и два желудочка. Кровь из предсердий в желудочки направляют специальные клапаны, они также определяют дальнейшее ее продвижение в легочную артерию и аорту. Работа сердца заключается в перекачивании крови. Кровь, обогащенная кислородом, поступает в аорту из левого желудочка, а затем по артериям во все ткани и органы, снабжая их питательными веществами и кислородом. При этом венозная кровь, насыщенная углекислотой, поступает в правое предсердие, из него - в правый желудочек, а затем в легкие. В легких она освобождается от углекислоты, насыщается кислородом, а затем возвращается в левые камеры сердца.

Путь крови, проходящий из правого желудочка в легкие, а затем из легких в левое предсердие называется малым кругом кровообращения, а длинный путь - из левого желудочка в ткани и органы к правому предсердию называется большим кругом кровообращения. Оба круга движения крови являются связанной воедино системой. За сутки сердце сокращается около 100 тыс. раз и перекачивает при этом около 14 тонн крови. За 70 лет этот орган перекачивает около 360 тыс. тонн крови, выполняя около 2,5 млрд сокращений. Левый желудочек сердца выполняет работу в условиях более высокого давления, поэтому его стенка более мощная, чем стенка правого.

Как работает сердце

Способность сердца ритмично сокращаться и расслабляться связана с тем, что в миокарде появляются биоэлектрические импульсы. Место, где они возникают, называется «синусовый узел» (водитель сердечного ритма). Он находится в правом предсердии и подчиняет себе ритм работы сердца. У взрослого человека в нормальном состоянии синусовый узел вырабатывает в одну минуту 60-80 возбуждающих импульсов. Миокард сокращается такое же количество раз за это же время. Если синусовый узел будет плохо снабжаться кровью или угнетается под действием каких-либо факторов, его функция нарушается, при этом развивается аритмия сердца.

Сокращение сердца происходит за 0,3 секунды, после этого оно «отдыхает» в течение 0,4 секунды. В фазу отдыха сердечная мышца получает артериальную кровь через коронарные сосуды (артерии). За сутки через них проходит больше 500 л крови. Работа сердца зависит от того, насколько оно обеспечивается питательными веществами и кислородом, в свою очередь, это обеспечение будет зависеть от состояния коронарных артерий.

Совет 2: Как работает сердце человека

Сердце человека – один из самых жизненно важных органов. Ведь если хотят сказать, что человек влюблен, говорят: «Сердце замирает, быстро стучит и т.д.». Когда человек страдает, у него «щемит сердце». Когда умирает, «сердце останавливается». Сердце обычно представляют и изображают довольно узнаваемым шаблоном. А вот тот факт, как оно на самом деле функционирует, никого особенно не интересует.
Сердце человека, как утверждают врачи, несмотря на свой вес (всего 250 г) и размер, является главной мышцей организма. Работает оно беспрерывно, совершая в течение суток около 100 000 ударов. За день сердце способно перекачать 760 л крови через 60 000 сосудов.

Принцип работы человеческого сердца

Состоит сердце из 4 камер:
- левый и правый желудочки;
- левое и правое предсердия

Сердце перекачивает за счет сокращений кровь по всему организму, благодаря чему ткани и клетки насыщаются кислородом и различными питательными веществами. В нем сходятся все вены и артерии, так что оно выполняет функцию регулировщика, распределяя потоки крови по нужным направлениям. За минуту сердце способно вытолкнуть в сосуды около 75 мл крови. Иногда этот объем возрастает до 130 мл.
Как подсчитали медики, сердце перекачивает за сутки объем крови, равный 30-37 полным ваннам емкостью 200 л.

Кровь движется в сердце по восьмерке. Из вен она перемещается в правое предсердие, потом правый желудочек выталкивает ее в легкие. Здесь она насыщается кислородом, а затем через легочные вены разносится по всему организму. После того как кровь отдает все питательные вещества, она собирается в полых венах и снова попадает в правое предсердие.

Ритмичность ударов сердца в спокойном положении у женщин равна 60-80 ударам в минуту. Это на 6-8 ударов больше, чем у мужчин. Если же человек занимался физической нагрузкой, особенно тяжелой, пульс может ускоряться до 200 ударов в минуту.

Что полезно, а что вредно для работы сердца

Сердце – орган, работа которого не прекращается ни на минуту. Однако, чтобы оно функционировало корректно, нужно ежедневно нагружать его дополнительной работой. Лень и расслабленное состояние приводят к ослаблению сердечной мышцы.

Образ жизни современного человека: жирная еда, проведение свободного времени лежа на диване перед телевизором, отсутствие любой иной физической активности – приводят к тому, что начинает страдать сердечно-сосудистая система.

Чтобы сердце могло работать нормально, нужно обязательно заниматься физическими упражнениями. Утренняя зарядка, занятия спортом, ходьба пешком, подъем по лестницам и т.д. – все это поможет укрепить сердце и продлит вам жизнь.
Естественно, все должно быть в меру. Не стоит вызывать у себя чересчур сильное сердцебиение, оно для организма не менее вредно, чем замедленное.

Полезной будет и работа на свежем воздухе, поэтому по возможности не отказывайтесь от семейных выездов на дачу. А еще сердце любит спокойствие в личной жизни. Негативные эмоции человека с неустроенной личной жизнью накапливаются в сердце и способствуют выработке адреналина. А он, как известно, заставляет сосуды сжиматься и разжиматься чаще, сердце стучать активнее.

Полноценный сон и регулярные осмотры у врача также будут полезны для работы сердца. Сон позволяет ему отдохнуть от дневных нагрузок, а осмотры дают возможность заметить развитие патологии на ранней стадии.

Берегите свое сердце, и тогда оно будет работать долго и четко.
Видео по теме
Источники:
  • как работает сердца

Совет 3: Какое количество крови проходит через сердце за сутки

Сердце - это плотный мышечный орган, который усиленно работает 24 часа в сутки, чтобы человек жил. Оно никогда не отдыхает, а объем крови, который сердце пропускает через себя в течение суток, действительно впечатляет.

Как работает сердце

Сердце имеет собственный запас энергии и способно было бы биться даже вне человеческого организма, если бы имело запас кислорода.

Сердце обеспечивает непрерывное движение крови по венам и сосудам. Внутри него располагаются четыре камеры, заполненные кровью. Сердце разделено на две части, которые не связаны друг с другом. Каждая из них делится еще на две камеры. Это предсердие и желудочек. С помощью специальных отверстий левое предсердие соединено с левым желудочком, а правое предсердие - с правым желудочком. Отверстия прикрывают клапаны, которые выпускают кровь лишь в одну сторону – от предсердия к желудочкам. Именно поэтому кровь всегда циркулирует только в одном направлении.

Чтобы запустить движение обогащенной кислородом крови, сердце сокращается. Сначала сократительные движения совершает предсердие, а потом желудочек (примерно через 0,1 секунды). Благодаря повышению давления в камерах, кровь перетекает из предсердия в желудочек и далее по кровеносным сосудам распространяется по всему организму.

Объем работ

Кровь, переработанная сердцем, омывает 75 триллионов клеток нашего организма. Единственный орган, не получающий кровоснабжения - это роговица глаза.

Кровь составляет одну тринадцатую от всей массы человека - это около 5 л. При сокращении сердце выталкивает объем крови, равный 70 мл, в аорту и такое же количество в легочную артерию. То есть всего около 140 мл. Скорость движения крови при этом достигает 1,6 км/ч. Хотя к моменту, когда кровь доходит до самых тонких сосудов тела - капилляров, скорость снижается уже до 109 см/ч. Сердце сокращается 4200 раз в час, и за этот период времени перерабатывается порядка 300 литров крови. В течение суток производится около 100 000 сокращений, благодаря которым перекачивается 7 000 л крови. Только представьте, что за год через ваше сердце проходит 2,5 миллиона литров крови. Это поистине непосильный труд. И это при том, что весит этот орган всего около 300 г. От сердца зависит омывание кровью всех органов жизнедеятельности человека, конечностей, каждой клеточки тела, пронизанной паутинкой сосудов. Сеть кровеносных сосудов огромна: общая длина капилляров в теле взрослого человека может достигать 100 тыс. км.

Почему же сердце способно так много работать в течение долгих лет? А все потому, что после сокращения сердце расслабляется, отдыхает. То есть соблюдается своеобразный режим труда и отдыха. При отсутствии нарушений сердечного ритма и других заболеваний сердце способно выдержать такие нагрузки в течение всей жизни человека.
Источники:
  • Кровоснабжение
  • 35 фактов о сердце
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500