Зачем они это делали – из песни ясно:

«Храбрым станет тот,
Кто три раза в год
В этот жуткий час
Косит трын-траву».

И действительно, ведь не боялись зайчики ни волка, ни совы… Видимо, трын-трава обладала какими-то волшебными свойствами, но что это за снадобье – совершенно не ясно.

Официальная версия



Тем не менее, эрудированный читатель – любитель русской классики вполне мог припомнить упоминание трын-травы в литературе. Поминали ее и Пушкин, смело заявлявший «Мне честность – трын-трава», и Лесков, что писал о каких-то островах, «где вырастает трын-трава», и Чехов, что упоминал даже «настой из трын-травы, пить который следует натощак по субботам».
Лесков использовал это выражение в своей статье о заселении пустынных территорий.
Правда, последний делал это не всерьез, имея в виду, видимо, что-то вроде плацебо. Встречаются упоминание этого загадочного растения и в произведениях Бунина, Л.Н. Толстого и других авторов.

Правда, значение этого слова практически у всех классиков одно и то же. Под «трын-травой» понимается что-то незначительное, ерунда, что-то не стоящее внимания. Еще Даль при составлении своего словаря возводил происхождение этого слова к глаголу «трынькать», связывая с трынкой-волынкой. Возможно, не случайно слово трын имеет тот же корень, что и глагол «трындеть», т.е. вести разговоры ни о чем, пустые, праздные.

И Даль, и Ушаков, и Ожегов единодушны в своем мнении: трын-трава – что-то пустое, ничего не значащее, не стоящее внимания и не имеющее значения.

Но такое толкование не объясняет происхождение загадочной «трын-травы».

Одни толкователи считают, что слово «трын» очень близко по значению к слову «тын», т.е забор. Таким образом получается, что трын-трава – трава, растущая под забором, сорняк. Тем не менее, многие из сорняков вполне съедобны (крапива, мокрец и др.), а само слова «трава» в более широком смысле может трактоваться как еда, пища, корм. Тогда выходит, что зайцы попросту заготавливали себе пропитание.

При чем тут зайцы?



Правда, при этом не совсем понятно, почему они ее именно косили, а не ели сразу, как поступают в природе все животные. И этому также есть объяснение. Существует легенда, что зайцы по ночам не просто едят траву, а косят ее. Создали эту байку в народе, чтобы воспротивиться введению «заячьей» валюты: в некоторых местностях было якобы предложено ввести хождение зайцев наравне с денежными средствами, и народ воспротивился, пустил слух, что, дескать, не такие уж безобидные это твари, темными делами по ночам занимаются, так что лучше оставить все как есть.

Гимн советских интеллигентов



Но почему же незатейливая песенка так полюбилась советским людям? Может, дело в том, что у загадочной трын-травы находилось еще одно значение. Так, А.Н. Вольский считал, что кроме основного значения, о котором говорилось выше, у слова «трын» есть еще и другие, такие, к примеру, как «портить», «уничтожать». Таким образом, получается, что трын-трава – это трава уничтоженная, испорченная, т.е. уже скошенная. Таким образом, кося трын-траву, зайцы делали никому не нужную, пустую работу, но вроде как не бездельничали. Не так ли себя ощущало большинство интеллигентных и просто мыслящих людей того периода?

Выполняя работу, в которой не было смысла, не выделяясь из общей массы, можно было не бояться «волков» и «сов», т.е. тех, кто находился на верху социальной пирамиды.
Не даром многие творческие люди советской эпохи выбирали самый необременительный и непрестижный труд: если уж заниматься «трын-травой», то по минимуму.
В свете этого значения песенка про косящих трын-траву зайцев приобретала почти политический смысл.