Зачем делают анализ крови на ревматоидный фактор

Анализ крови на ревматоидный фактор назначают для диагностирования ревматоидного артрита, саркоидоза, гепатита, аутоиммунных заболеваний, системных заболеваний острых воспалительных процессов. Ревматоидным фактором называются иммуноглобулины, специфичные к Fс-участку IgG. В норме их содержание в крови должно составлять <14 Е/мл. Если в системе защиты организма происходит сбой, собственные ткани организма воспринимаются им, как чужеродные клетки. Относящийся к иммуноглобулинам класса G белок становится таким аутоантигеном, против которого начинают вырабатываться антитела.

Суть анализа в том, что если в крови обнаружится ревматоидный фактор, он будет реагировать на готовые «тестовые» антитела. В настоящее время в большинстве лабораторий применяется латекс-тест, для экспресс-диагностики можно выполнить карбо-глобулиновую пробу (карбо-тест). Чаще всего в лабораториях обнаруживают фракцию, принадлежащую к иммуноглобулинам М. Раннее и выраженное увеличение этих иммуноглобулинов считается неблагоприятным признаком и может свидетельствовать о тяжелом течении ревматоидного артрита.

Что делать, если анализ на ревматоидный фактор положительный

Кровь для определения ревматоидного фактора сдают утром, натощак (после восьми-двенадцати часов от последнего приема пищи), в это время разрешается пить только чистую воду. Рекомендуется за день до забора крови воздержаться от курения. Количество РФ резко повышается при системных проявлениях ревматоидного артрита. При явных признаках заболевания анализ на ревматоидный фактор также может быть отрицательными и не изменяться в течение нескольких месяцев.

Результат анализа может являться положительным не только при ревматоидном артрите, но и и при первичном синдроме Шегрена, болезни с невыясненными причинами - саркоидозе, различных системных поражениях соединительной ткани (дерматомиозит, красная волчанка, склеродермия). К положительному результату также могут привести многие хронические инфекции (сифилис, туберкулез, хронический гепатит, малярия), в этих случаях количество антител значительно ниже.

При симптомах, похожих на проявления ревматоидного артрита, и при положительном результате тестов необходимо срочно обратиться к доктору. Если же ревматоидный фактор обнаружен у здорового человека, следует свести к минимуму любой риск развития заболевания, исключить переохлаждение, вредные привычки, избавиться от возможных очагов хронической инфекции (синусит, кариес).