Совет 1: Что такое "априори"

Относительно любых вещей в жизни, что 500 лет назад, что сегодня, первоначально возникает представление, теория, и только потом предварительное умозаключение подтверждается или опровергается на практике.
Можно предположить, что многие слышали, а многие и понимают значение термина «априори». Читая труды великих философов, на университетских лекциях, в общении с друзьями-интеллектуалами такой термин можно часто услышать. Иностранный термин звучит солидно и в какой-то мере статусно, остается только понять: что означает «априори»?

История термина

То, что сегодня понимается под термином «априори», было известно еще с античных времен. Связывают термин с великим философом древности - Аристотелем, который выделял «доказательство от последующего и доказательство от предшествующего». То есть, доказательство чего-либо, основанное на предположениях, и на последующем опыте. Средневековые схоласты (схоластика - синтез христианского богословия и логики Аристотеля), как частично последователи философии Аристотеля, также часто употребляли термин в своих трудах и трактатах.

Значение «априори»

«Априори» - философский термин, ставший общеупотребительным после публикации трудов знаменитого Канта. На латинском языке термин пишется как «a prior». Современное значение термина «априори» можно перевести на русский язык как «заранее» или «предварительно». То есть, «априорное знание» - это предварительное знание о чем-либо. К примеру, уместно в общении собеседником произнести следующую фразу: «Это была априори провальная идея».

В противовес «априори» существует термин «апостериори» (с латинского языка «a posteriori»), что, как можно догадаться, означает «на основе опыта» или «из последующего». «Апостериорное знание» - полученное практическим путем.

Стоит упомянуть, что значение термина модифицировалось и неоднократно менялось его трактование. «Априори» может употребляться как нечто, не требующее доказательств, аксиома. Также «априори» иногда упоминается как знание, основанное на умозрительных, первичных заключениях, не проверенное опытами или экспериментами. Такая трактовка имеет место быть, так как, к примеру, Землю из космоса глазами видели единицы, но ведь сегодня все знают, что наша планета круглая.

Стоит также подчеркнуть, что и теоретическое знание, и практическое имеют свою ценность, и в какой-то мере одно без другого не может существовать. Можно с уверенностью утверждать, что у большинства людей сперва формируется предварительное мнение/суждение («априори») о чем-либо, это в какой-то мере неотъемлемый этап умственной деятельности.

Совет 2: Что такое естественное право

Естественное право кардинально отличается от остальных отраслей права. Его называют «гибридом» философии и права и поэтому иногда путают с философией права. Однако, эта наука занимается другим – она изучает смысл самого права, необходимости его присутствия и законов существования.

Естественное право действительно базируется на философских принципах. Это отрасль права, которая закрепляет за любым человеком целый перечень неотъемлемых прав и свобод. Естественное право потому и называется таковым, поскольку оно пропагандирует их естественность, необходимость наличия у каждого человека. Он имеет право обладать ими вне зависимости от места рождаемости, социального положения и уровня доходов.

Эта отрасль создавалась в противовес обычному позитивному праву, которое регулирует жизнедеятельность общества в данный момент. На чем основывается это противостояние? Естественное право – это идеал в мире правовых норм. Оно пропагандирует мечты об идеальном праве – таком, каким бы оно могло быть. В реальности же правит бал позитивное право – нормативно-правовые акты, действующие на территории разных стран.

Большинство законов, на которые опирается система власти любого государства, действуют на протяжении долгого времени. А естественное право требует постоянного изменения нормативных актов, что в принципе невозможно. Конечно, изменения в закон периодически принимаются, но некоторые законы априори не могут часто изменяться –такие, как, например, Конституция.

Существует теория, по которой естественное право является частью положительного. Но поскольку эти две отрасли взаимоисключающи, она не может быть верна. Однако, ученые-правоведы пытаются соединить их воедино. Зачем? Потому что тогда они смогут работать в тандеме, а это благотворно скажется на развитии современного права. При выработке концепций развития естественного права необходимо учитывать реалии позитивного, используемого в данный момент. В свою очередь, при составлении новых законов важно учитывать тенденции естественного.

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500