Совет 1: Как различить прибыль, выручку и доход

Выручка, доходы и прибыль как финансовые термины используются в экономике, бухучете и просто в быту. В этом их сходство. Различий в учете средств и сумм денег, которые подразумеваются под этими понятиями, намного больше. Первое и основное различие заключается в том, что прибыль получается после вычета всех расходов и издержек из выручки. Доход – это вычитание из выручки себестоимости произведенной продукции или закупленного товара.

Как формируется выручка

Выручка состоит из суммы денежных средств, полученных предприятием или фирмой от своей деятельности (продажа произведенного товара или услуг, выполненных работ) или полученных косвенно, к примеру, при инвестировании в развитие фирмы.

Выручка, которая формируется из суммы реализации товаров или услуг, не обязательно реальные деньги на счету или в кассе. Это в супермаркете принято оплачивать товар сразу. Даже если вы берете товар в кредит, за вас его оплатит банк. На предприятии или на фирме все происходит иначе. Товар или продукция может быть отгружена с рассрочкой платежа, с оплатой по факту поступления. Или по предоплате, которая прошла на несколько дней раньше фактической отгрузки. Может быть произведена и частичная предоплата. Такие варианты часто используются при оказании услуг.

То есть, разница по времени между фактом отгрузки товара и получением платежа за этот товар может быть значительной, иногда до нескольких лет. Поэтому принято учитывать выручку «по отгрузке» или «по оплате». Как ясно из терминов, метод подсчета выручки «по отгрузке» фиксирует момент отгрузки, отпуска товара или услуг. Факт оплаты не берется во внимание. Метод учета выручки «по оплате» фиксирует момент оплаты товаров, услуг или выполненных работ. Чаще всего его применяют на предприятиях, где ведется наличный расчет за товары или работы, когда дата отпуска товара совпадает с датой оплаты.

Что такое доход

Доход подразумевает выручку без учета (за вычетом) материальных затрат. Иными словами, доход включает в себя прибыль предприятия и оплату труда без материальных затрат на производство товаров или предоставление услуг.

Доходы делят по основным видам деятельности и на прочие доходы. Виды деятельности - это все, что производит или предоставляет предприятие или фирма. Прочие доходы могут представлять доходы от аренды, если предприятие сдает часть своих площадей в аренду. В расчет дохода будут включены излишки складских запасов, выявленные при инвентаризации, или пеня за просроченный платеж, или штрафные санкции, взысканные с партнера в судебном порядке.

Что такое прибыль

Прибыль определяется как разница между выручкой и всеми расходами предприятия или фирмы. Прибыль может быть, а может ее и не быть. Если выручка меньше, чем расходы предприятия после всех платежей, то у предприятия будут убытки. Формула определения прибыли проста. Из выручки вычитаются себестоимость товаров или услуг и налоги на прибыль. Себестоимость, в свою очередь, состоит из материальных затрат и оплаты труда.

Предприятие или фирма может осознанно отказаться от части прибыли на каком-то этапе своей деятельности ради выхода на новые рынки сбыта или продвижения новой продукции, избавления от неходового товара или в ходе конкурентной борьбы. Часто на этапе роста и расширения бизнеса осознанно отказываются от прибыли ради дальнейших перспектив.

Совет 2: Как рассчитать прибыль фирмы

Конечная цель работы любой коммерческой фирмы – получение дохода. Прибыль в общем случае представляет собой превышение доходов над расходами. Иными словами, это та часть выручки, которая остается после покрытия издержек и используется для увеличения основного капитала.
Инструкция
1
Прибыль фирмы – это положительная финансовая разница, которая остается в ее распоряжении после покрытия производственных издержек, погашения долговых обязательств и выплаты дивидендов учредителям и акционерам. Это излишек дохода, который идет в дополнение к основному капиталу и вкладывается в дальнейшее развитие компании.
2
В отчетной финансовой документации под расчетной величиной прибыли фирмы подразумевается валовая прибыль, которая равна разности между чистым доходом и себестоимостью готовой продукции:
ВП = ЧД – СП.
3
Валовый доход равен сумме выручки от реализации продукции. Чистый доход рассчитывается вычитанием из этой величины стоимости всех товаров, возвращенных потребителями, а также скидок, предоставленных покупателям по специальным акциям или дисконтным программам.
4
Себестоимость готовой продукции включает в себя стоимость закупки и доставки оборудования и сырьевых материалов, оплату труда работникам фирмы и другие издержки, сопутствующие производству и продвижению товара на рынок.
5
Для оценки эффективности предпринимательской деятельности фирмы принимается показатель чистой прибыли. Эта величина равна разности между валовой прибылью и суммой уплаченных налогов и других обязательных выплат в государственные органы (штрафов, акцизов, оплаты сертификатов, разрешений и пр.). Различают также понятия бухгалтерской и экономической прибыли.
6
Бухгалтерская прибыль фирмы – это совокупность доходов, рассчитанная по данным бухгалтерского баланса. Этот показатель учитывает только те финансовые операции, по которым были совершены официальные бухгалтерские проводки между соответствующими счетами. В этом виде прибыли не учитывается величина упущенной выгоды (альтернативная стоимость товара или услуги).
7
Экономическая прибыль получается из бухгалтерской путем вычитания суммы дополнительных затрат, например, выплаты премий работникам, альтернативной стоимости. Показатель экономической прибыли может служить для оценки эффективности использования материальных активов фирмы, обеспечивает более детальное представление об отношениях между реально затраченными средствами и полученным финансовым результатом.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500