С позиций традиционной экономической модели, предложенной Адамом Смитом, к факторам производства относят землю, труд, капитал и предпринимательскую активность. Многие современные экономические модели включают еще науку, информацию и время. Хотя и не все признают их обязательность и необходимость.

Основные факторы


Земля – природные ресурсы, необходимые для выращивания продуктов питания, сельского хозяйства, строительства различных объектов. Также к этому фактору относят и сырьевые ресурсы.


Капитал – денежные и имущественные ресурсы, необходимые для получения прибыли. Источниками капитала являются семейные сбережения, прибыль предприятий, бюджеты государств, различные фонды. Свободный или временно свободный капитал может быть направлен на создание новых производств с целью получения прибыли.

Труд – трудовая деятельность человека, направленная на производство товаров или услуг. В плановой экономике рабочая сила не считалась товаром, так как руководители не испытывали недостатка в рабочих, а рабочие имели постоянную занятость и гарантированную заработную плату. В условиях рыночной экономики труд – это товар. Работники продают свои способности к труду, а работодатели оплачивают труд сообразно его качеству, количеству и необходимости в подобного вида труде.

Предпринимательские способности – физическая и умственная деятельность человека или группы лиц, направленная на соединение всех перечисленных факторов производства, организацию этого производства и управление им. От предпринимателя требуется не только теоретические и практические знания во многих областях, связанных с его деятельностью, но и умение принимать ответственные решения и идти на разумный риск.

Дополнительные факторы


Наука – необязательный фактор. Представляет собой научные достижения, необходимые многим видам производств с целью улучшения потребительских свойств товара, улучшению качества оборудования и технологических процессов, внедрения прогрессивных методов труда и управления предприятием.

Время – тоже необязательный фактор производства. Но в ряде случаев время, необходимое на создание чего-либо становится решающим фактором. И поэтому, для выигрыша во времени приходится привлекать большее количество капитала и рабочей силы.

Информация – зачастую не является отдельным фактором производства. Но с развитием ИТ-технологий и повсеместным их внедрением во все бизнес-процессы, информация как фактор приобретает все большее значение. К информации относят не только информационные технологии, но и информацию о конкурентах, о потенциальных покупателях, маркетинговую информацию и т.п.