Совет 1: Что такое гемоглобин

Гемоглобин является дыхательным пигментом, входящим в состав эритроцитов – красных клеток крови. Это определение он получил благодаря способности транспортировать из легких к тканям кислород, а от тканей к легким - углекислый газ. Такой газообмен играет большую роль в протекании всех процессов в организме, поэтому снижение гемоглобина приводит к различным нарушениям и даже серьезным болезням.
Гемоглобин еще называют красящим веществом крови, поскольку именно он придает эритроцитам красный цвет. То есть кровь, бедная кислородом, из-за низкого гемоглобина может приобрести более темный цвет, и наоборот. Но как именно происходит его участие в транспортировке кислорода?

В легких, где уровень кислорода достаточно высок, происходит его присоединение к гемоглобину с образованием оксигемоглобина. Он, в свою очередь, способен легко отдавать кислород. В результате кровь, насыщенная им, приобретает ярко-алый цвет (артериальная кровь). Далее, двигаясь по сосудистым капиллярам, в которых уровень кислорода значительно ниже, оксигемоглобин распадается на гемоглобин и кислород. В результате ткани поглощают второй, а кровь, обедненная им, приобретает темный цвет (венозная кровь).

У гемоглобина есть способность легко присоединять окись углерода (угарный газ) и распадаться при этом в 300 раз медленней, чем при обычном процессе. При этом теряется способность присоединять кислород. Именно этим объясняется быстрое нарушение дыхания при отравлении угарным газом.

Количество гемоглобина в крови человека имеет постоянную величину. И лишь при некоторых болезнях или физиологических состояниях она может меняться. Так, например, при недостаточном поступлении с пищей витаминов и минеральных веществ или при нарушении их всасывания, происходит снижение гемоглобина. То же самое может произойти при кровотечениях и некоторых заболеваниях крови, причем измениться может и количество гемоглобина и его химическая структура (например, при серповидной анемии).

После разрушения эритроцитов, которое происходит в селезенке, гемоглобин с током крови попадает в печень, где с его участием происходит образование красящего пигмента желчи – билирубина. Образование новых эритроцитов происходит в костном мозге.

Совет 2: Почему повышается гемоглобин

Гемоглобин имеет свойство менять свой уровень в крови человека, то есть он может повышаться или понижаться. С помощью проведенного анализа выявляется причина нарушения в организме для дальнейшего обследования.
Высокий гемоглобин встречается достаточно редко. Как правило, он наблюдается у людей, занятых активной деятельностью (спортсмены), работающих на высоте (альпинисты, авиаторы, стюардессы), имеющих различные заболевания кровеносной системы. Для женщин уровень нормального гемоглобина – 120-140, для мужчин – 135-160. Повышение более чем на 20 единиц является нарушением состава крови.Также причинами высокого гемоглобина являются непроходимость кишечника, сердечная или легочная недостаточность, онкологические поражения организма, различные патологические нарушения сердца и сосудов, повышенная густота крови, увеличение количества эритроцитов (эритроцитоз), увеличение концентрации белка гемоглобина в плазме (гемоглобиния).Если уровень гемоглобина существенно превышает норму, это приводит к изменению консистенции крови, она становится более густой и вязкой. Конечно же, это затрудняет ее продвижение по кровеносным сосудам и приводит к образованию тромбов и закупориванию сосудов. Закупорка, в свою очередь, становится причиной сердечных приступов и инсультов.Для нормализации гемоглобина в крови следует ограничить поступление белков, жиров и железа в организм человека. Например, употребление рыбы и морепродуктов способствует разжижению крови за счет содержания жирных кислот. Специалист может назначить лекарственные препараты, которые также делают кровь более жидкой и текучей.
Видео по теме
Источники:
  • почему повышенный гемоглобин
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500