Совет 1: Какие боги входили в пантеон греческих богов

Сюжеты греческих мифов стали основной для множества великих произведений мировой культуры. Картины, скульптуры, либретто опер и балетов, аллюзии в бессчетном числе литературных творений связаны с именами богов греческого пантеона.

Олимпийцы

Всего в греческий пантеон входит около сотни различных богов и богинь, но лишь двенадцать из них относятся к «главным». Это дети и внуки титанов, постоянно проживающие на вершине мифической горы Олимп. Главным из них является Зевс, сын Крона и Реи, повелитель грома и молний. Зевс – отец многих богов и героев, известен своими многочисленными романами со смертными красавицами. Символы Зевса, по которым можно опознать его изображение, - молнии, орел, дуб, скипетр и весы. Супруга Громовержца – богиня брака и любви – Гера. Она часто страдает от его многочисленных измен, но мстит не мужу, а его пассиям и детям. Символы Геры – павлин, грантат, кукушка, лев и корова. Братья Зевса – Посейдон и Аид (он же Гадес) – царят в подводном и подземном мире. Посейдон – бог морей, приливов и землетрясений – его изображают с трезубцем в руке, часто в сопровождении лошадей, быков и дельфинов. Аид формально не является олимпийцем, ведь он редко покидает свои мрачные владения. Сестры Зевса – Деметра и Гестия. Щедрая Деметра – богиня плодородия, смены времен года, покровительница всех, кто занимается сельским хозяйством. Нежная Гестия – богиня домашнего очага.
Миролюбивая Гестия уступила свое место на Олимпе Дионису.

Сыновья и дочери Зевса – Афина, Аполлон, Артемида, Арес, Гефест, Гермес и Дионис. Афина покровительствует стратегам и ремесленникам, она богиня мудрости. Символы Афины – сова и олива. Аполлон – солнечный бог, он покровительствует поэтам и музыкантам, а также стрелкам из лука. Его символы – солнце, лук, лира и стрелы, спутники Аполлона – ворон, волк, лебедь и мышь. Сестра Аполлона, Артемида, также покровительствует стрелкам из лука. Да и как иначе, ведь она богиня охоты. Поскольку она сама богиня – девственница, под ее защиту попадают невинные девушки, еще Артемида – богиня Луны, поэтому это светило – один из ее символов наравне с кипарисом, луком и стрелами, оленями и медведицей. Воинственный Арес – бог схватки, насилия, кровопролития, его всегда изображают в шлеме, со щитом и копьем. Прекрасная Афродита, чьими символами являются, голубка, яблока, мирт и лебедь – богиня желания, красоты и любви. Хромой Гефест – бог-кузнец, его стихия – пламя. Гермес – хитроумный и велеречивый посланник богов, одетый в сандалии с легкомысленными крылышками – под его покровительством находятся не только торговцы, но и воры с игроками. Он не поможет тем, ктор задумал низкий обман, но придет на помощь увлеченным хитрецам. Дионис – самый младший и легкомысленный из всех олимпийцев, бог – праздник, его епархия торжества и винопития.

Другие греческие боги

Частыми гостями на Олимпе являются Геба и Эрос. Легконогая Геба, дочь Зевса и Геры, часто вместе с Ганимедом разливает нектар и амброзию по кубкам пирующим богам. Эрос же, сын Афродиты и Ареса, порой пускает свои, несущие любовь, стрелы не только в смертных, но и в других богов и богинь. Прекрасная Персефона, дочь Деметры и Зевса, шесть месяцев царит в подземном царстве вместе с мужем, мрачным Аидом, а шесть радует своим обществом мать. В подводном мире вместе с Посейдоном живет его жена, богиня Амфитрита.
Именно радостью и печалью Деметры объясняли греки смену сезонов.

Нет места на Олимпе козлоподобному богу Пану, да он и не стремится туда, предпочитая оставаться в родной стихии, ведь он божество дикой природы, покровитель пастухов, защитник их стад, любитель простых мелодий и вечный спутник прекрасных нимф. Ему милее солнечная Греция, с ее лесами и полями, чем сияющий Олимп. Темные боги – Деймос, Геката, Фобос, Немезида и Эрис – также не входят в сонм олимпийцев. Деймос – бог безумия, его брат Фобос – вселяет во всех ужас, Геката – богиня, покровительница колдовства, Эрис – несет с собой ссоры и вражду, а Немезида приходит на помощь тем, кто одержим местью.

Также среди известных богов греческого пантеона стоит знать Нику - венчающую победителей, врачевателя Асклепия, бога сна Гипноса, бога смерти Танатоса, Никсу – богиню ночи, Морфеуса, отвечающего за возвышенное мечты, трех граций и девять муз.

Совет 2: Кто входил в свиту Воланда

О том, что «иностранный консультант» окажется самим чертом, сразу догадаться трудно. Демон Абадонна, вампиресса Гелла, кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло – все эти персонажи входили в свиту Воланда: облицованного Сатаны, возглавляющего шайку.

Имена своим героям в романе «Мастер и Маргарита» автор выбрал не случайно. Все эти загадочные прозвища являются производными греческих и древнееврейских слов. Складываясь в мастерски изображенную М.А. Булгаковым «дьявольскую колоду», каждый из темных существ предстает в своем специфическом облике.

Абадонна

Демон войны, хладнокровный убийца – неожиданно возникшая из стены перед Маргаритой фигура худого человека в темных очках это именно он, Абадонна. Слово «абаддон» имеет семитское происхождение, и на иврите оно означает «истребление», «уничтожение». У многих семитских народов, населяющих восточный берег Средиземного моря, так именовали бога солнца. Но Солнце в этих краях было не ласковым русским «солнышком», а испепеляющим убийцей, от которого надо бежать, скрываться и прятаться.

Перенесенный в пантеон древнегреческих богов, Абаддон приобрел также другую вариацию имени: «Аполлион». У греков он тоже был губителем и беспощадным убийцей. Образ Солнца был поэтически наделен луком с разящими стрелами, при этом истребитель позже стал покровителем искусств и обладателем сонма муз-красавиц. В «колоде дьявола» Абадонна – валет.

Гелла

«Открыла дверь девица, на которой ничего не было, кроме кокетливого кружевного фартучка … единственным дефектом ее внешности можно было считать багровый шрам на шее», – так Булгаков знакомит читателя с образом хозяйки «малины», вампирессы Геллы. Само имя Гелла – древнегреческого происхождения. На острове Лесбос, далеко не все жительницы которого лесбиянки, так называли преждевременно погибших девушек, превратившихся после смерти в вампиров. Даже «малина» ассоциирована не бесхитростно со сладкой лесной ягодой, а с искаженным семитским словом «мелуна», означающим «конуру» и «ночлежку».

Кот Бегемот

Не обойтись без лингвистического анализа и при рассмотрении этого деятельного обаятельного персонажа. «Бегемой» на иврите называют зверя, скотину, а «Бегемот» получается множественным числом от этого слова. Так, приняв обличие громадного черного кота – одно из любимых обличий демона плотских желаний – проявился в романе тысячеликий дикий зверь.

Коровьев-Фагот

Связи с деревянным духовым инструментом «фагот» в контексте «Мастера и Маргариты» никакой не имеет. Имя этого демона отсылает вдумчивого читателя к древнегреческому «фаго» – «пожираю». Так кривляющийся Коровьев становится хищником-пожирателем, исполнителем «грязных дел» под чутким руководством теоретика Воланда. «Работает» Коровьев-Фагот в связке с Бегемотом и Азазелло.

Азазелло

В домусульманских арабских сказаниях Азазель и Аввадон были братьями-убийцами. Всякий, попавший под прямой контакт глаз Авадоны, обрекался на смерть, а исполнить приговор должен был демон Азазель. В «Книге Еноха» рассказывается о «заслугах» этого падшего ангела перед человечеством: именно он научил мужчин воевать и делать оружие, а женщин – красить лицо и вытравливать плод (в таком ключе об «Азазеле» говорится в одноименном детективе Б. Акунина). В романе Булгакова он предстает убийцей и обольстителем, которого послали к Маргарите с заманчивым и авантюрным предложением лететь на встречу с Сатаной.

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500