Вещи как способ демонстрации статуса



Понятие статуса появилось еще в древности, когда представители различных социальных слоев нуждались в тех или иных атрибутах, позволявших однозначно определить их социальную и профессиональную принадлежность. Статус в обществе не всегда напрямую зависел от богатства, так, например, в Средние Века право ношения оружия было прерогативой благородного сословия, и никакое богатство не помогло бы простолюдину получить эту возможность.

С течением времени принадлежность к определенному классу стала играть меньшую роль, и в современном мире практически самым важным показателем статуса являются именно материальные возможности. Положение в обществе напрямую зависит от дохода, и определяется тем, сколько денег человек может себе позволить потратить на демонстрацию своего статуса. Как правило, статусные вещи представляют собой предметы, стоимость которых явно выше цены, адекватной для их функциональности. К таким вещам могут относиться автомобили, телефоны, часы, костюмы и галстуки, канцелярские принадлежности, мебель и даже жилье.
К статусным вещам относятся не только материальные предметы. О занимаемом положении в обществе свидетельствует и выбор места для проведения отпуска, и средний чек в ресторане, и школа, в которой учится ребенок.


Существуют определенные правила, устанавливающие минимальные планки стоимости для тех или иных статусных вещей в соответствии с доходом их владельца. Например, цена часов должна быть равна сумме месячного дохода, а стоимость автомобиля равняться годовой заработной плате. К сожалению, многие люди пытаются соответствовать более высокому положению в обществе, чем занимают в действительности, например, покупая слишком дорогую машину или телефон в кредит. Идея же статусных вещей именно в том, что их приобретение или потеря не является для человека жизненно важной проблемой, а представляет собой лишь необходимые траты.

Заблуждения относительно статусных вещей



Проблема современного общества заключается в том, что люди ошибочно считают приобретение той или иной вещи способом повысить свой статус, хотя на самом деле все наоборот: положение в обществе становится причиной того, что человек вынужден покупать статусные вещи, чтобы соответствовать определенному уровню. Причина такого заблуждения кроется в агрессивном маркетинге: многочисленные рекламные ролики буквально убеждают людей в том, что дорогие часы или машина способны изменить их статус.
По-настоящему богатые люди могут себе позволить не гнаться за статусными вещами. Например, основатель IKEA предпочитает ездить в общественном транспорте и летать эконом-классом.


Самой большой ошибкой в стремлении человека продемонстрировать более высокий статус, чем есть на самом деле, является приобретение дешевых копий статусных вещей. В особенности это касается известных моделей наручных часов, подделкой которых грешат многие производители в Китае. Проблема здесь заключается в том, что люди, занимающие действительно высокое положение в обществе, сразу обращают внимание на подобные попытки прорваться в их круг. Естественно, что мнение о человеке, способном надеть дешевую копию известной марки, автоматически портится, поэтому гораздо лучше носить те часы, которые вы можете себе позволить по статусу.