Совет 1: Почему люди используют слова-паразиты

Человек не всегда может отдавать себе отчет в том, как именно он говорит в повседневной жизни и даже в деловом общении. Очень распространенной является привычка использовать в речи так называемые слова-паразиты. Эти сорные слова, не имеющие смысловой нагрузки, служат обычно для связки слов и делают речь беднее.

Что собой представляют слова-паразиты

Сорные слова часто настолько укореняются в лексиконе человека, что вовсе не осознаются. По этой причине избавиться от слов-паразитов бывает сложно. Они коверкают естественный и привычный ритм речи, мешая понять суть речевого сообщения.
Слова-паразиты имеют свою собственную функцию: они помогают заполнить паузы и связывают отдельные части предложений при передаче мыслей в словесной форме.

Перечень сорных слов достаточно широк. Наверняка вам приходилось улавливать в речи собеседника такие конструкции: «в общем», «как бы», «это», «ну», «так сказать», «это самое», «как его». В молодежной среде в последнее время очень распространилось пришедшее из английского языка словечко Ok («окей»).

Отдельные слова-паразиты изредка употребляют люди, которых трудно заподозрить в безграмотности или низком уровне речевой культуры. Но если сорные слова вставлять в речь очень часто и не к месту, они могут испортить впечатление о вас надолго. Очень некомфортно слушать человека, который вставляет слова с паразитическими функциями практически в каждое предложение.

В речи могут употребляться не только слова-паразиты, но и отдельные звуки или их сочетания, несущие ту же функцию. Вероятно, вам приходилось слышать с экрана телевизора речь человека, у которого берут интервью. Пытаясь оформить свои мысли словами, люди, не привыкшие к публичным речам, в такой ситуации часто тянут звуки: «э-э-э», «м-м-м» и так далее.

Сорные слова – показатель общей и речевой культуры

Появление в речи человека сорных слов и целых речевых конструкций нередко объяснимо особенностями его эмоционального состояния. Если ваш собеседник не владеет темой разговора, он волнуется, делает в речи неоправданно большие паузы, запинается, пытаясь подыскать подходящее сравнение или слово. И здесь ему на помощь приходят слова, не несущие никакой смысловой нагрузки. Они помогают заполнить паузы и дают время на обдумывание ответа.
Слова-паразиты часто появляются в речи вполне грамотного человека, когда тема разговора для него очень значима.

Есть среди словесного мусора и то, что в любом культурном обществе считается неприличным. Речь идет о ненормативной лексике. Элементы нецензурной брани, вне всякого сомнения, говорят о предельно низком уровне общей культуры. Матерная брань несет в себе очень сильный экспрессивный заряд. В некоторых случаях используются социально приемлемые заменители нецензурных слов, например «елки-палки». Даже от таких безобидных на первый взгляд выражений лучше воздерживаться, даже если ситуация располагает к эмоциональному реагированию.

Если вы заметили в своей речи признаки сорных слов, постарайтесь взять их под контроль. Осознание речевого недостатка – первый шаг к его устранению. Постоянный контроль над качеством своей речи поможет вам точнее выражать мысли и стать приятным собеседником.

Совет 2: Зачем нужны слова-паразиты

В спонтанной речи люди часто используют слова-паразиты. Однако кажется странным, раз эти слова лишние, почему же они всплывают в голове? Почему первое, что приходит на ум, когда как раз-таки хочешь выразиться яснее, именно они?
Инструкция
1
Добавление красок. Есть слова-паразиты, которые несут смысл и даже способны придать речи яркую окраску. До высокого стиля им, конечно же, далеко, однако вас способны понять все. Вы просто изъясняетесь на более простом уровне. Например, повторяя раз за разом «пипец», вы указываете на острую форму своего чувства. Такие вставки заменяют обороты в несколько слов и упрощают диалог со слушателем или читателем.
2
Эмоциональность. Слова-паразиты могут помочь выразить ваше эмоциональное состояние в момент разговора. Их использование дает понять вашему собеседнику, насколько вы заинтересованы в теме беседы, как вы в неё вникаете и к ней относитесь. Например, вы непреклонно твердите «жесть», сообщая этим окружающим ваше глубокое впечатление.
3
Заполнение паузы. Используя сорные слова, вы стараетесь избежать долгих пауз во время формирования мысли и неуверенности в том, что говорите. Бессмысленные фразы приобретают значение того, что вы знаете, что хотите сказать, но не успели это обдумать. А ещё это указывает на то, что ваш словарный запас беден. И покуда он не пополнится новыми элементами, слова-паразиты будут спутниками вашей речи, которые облегчат процесс общения.
4
Тактическое употребление. Например, вы пишите очерк или рассказываете историю и хотите передать всю живость речи того, о ком идет речь. Вы можете настолько вжиться в роль, что «елы-палы» или «дык» сумеют незаметно вцепиться в ваш язык и долго его не отпускать.
Видео по теме
Обратите внимание
Многие американизмы и интернетные сокращения превратились из обычных слов в речевые паразиты. Не стоит забывать, что и остальные слова-паразиты были когда-то совсем не лишними. Например, «короче» использовали в военной среде высшие по званию, чтобы заставить подчиненных говорить более четко.
Источники:
  • Полезные слова-паразиты: зачем они нужны?

Совет 3: Что такое слова-паразиты

Слова-паразиты встречаются в нашей жизни повсеместно. В устной и письменной речи они проскальзывают то тут, то там. Некоторые из них уже давно не привлекают внимания, другие бросаются в глаза до едва скрываемого раздражения.

Лишние слова или словосочетания, слова-паразиты, которые также называются «вставными элементами» или «речевыми штампами», не придают никакого дополнительного значения или искажают текст. Чаще всего можно встретить «ну», «как бы», «короче», «то есть».

Использование или отсутствие в разговоре слов-паразитов указывает на личную культуру речи человека, а отсюда на воспитание, уровень интеллектуального развития и образование. Человек, который произносит сорные слова, часто не замечает или не придает этому должного значения. Однако его слушатель сразу же обращает на них внимание.

Обычный разговор людей представляет собой спонтанную речь. Собеседники в одно и то же время говорят и думают. При появлении сложных слов или трудностей с изложением мысли они заполняют предложение словами-паразитами. Произносятся они неосознанно или преднамеренно. Используя их все время, постепенно человек берет в привычку говорить их по поводу и без него, и речь в таком случае засоряется.

Однако случается и так, что хорошо образованный человек может употреблять слова-паразиты. Правда, они струятся в речи, не заостряя к себе внимания, и кажутся уместными. Люди, знающие речь и умеющие ей пользоваться, способны сделать даже из слов-сорняков настоящий рассадник роз.

Слова-паразиты не включают в себя паузы хезитации, или попросту меканье – когда спонтанная речь заполняется звуками. Например, протяжное «м» или долгое «э». Согласно типологии, такие вставки называются уже звуками-паразитами.

Видео по теме
Источники:
  • Лишние слова
Видео по теме
Зачем нужны слова-паразиты
Связанная статья
Зачем нужны слова-паразиты
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500