Совет 1: Почему город назвали Орел

Практически каждый ассоциирует название города Орел с прекрасной сильной птицей. Не случайно именно орел, сидящий на башне крепости, изображен на гербе этого города. Однако в настоящее время некоторые филологи пытаются оспорить этимологию названия, говоря о том, что слово «орел» изначально лишь описывало особенности рельефа местности.
Инструкция
1
Некоторые связывают происхождение названия города Орел с одной легендой. Дело в том, что по распоряжению Ивана Грозного было начато строительство города-крепости, это событие относят к 1566 году. Главной задачей являлась охрана границ от набегов крымских татар. На месте слияния двух рек под названием Ока и Орлик в те времена рос могучий дуб, и когда его начали рубить, с дерева слетел орел. Считается, что в этот момент один из лесорубов произнес легендарную фразу: «А вот и хозяин». По воле случая именно в честь этой птицы царь Иван Васильевич и повелел назвать будущий город.
2
Существует и другая версия происхождения названия города. Раньше река, сливающаяся с Окой, называлась никак иначе как Орел. Считается, что ее переименовали лишь в 1784 году, после чего она стала называться Орлик. В 1565 году, осмотрев окрестности будущего города, царь избрал место для начала строительства - слияние двух рек, и именно в честь существующей тогда реки Орел город и получил свое название.
3
Кажется, что обе версии о происхождении названия города крайне правдивы. Наверное, каждый, услышав слово «орел», представляет себе горделивую птицу, но, возможно, это не совсем верное восприятие. Если полностью отбросить первый вариант происхождения названия города, то интерпретация слова «орел» может быть абсолютно другой. Дело в том, что некоторые филологи, изучавшие этимологию наименования реки Орел, пришли к выводу, что оно произошло от тюркского слова «айры», что в переводе означает «угол». Речь идет о визуальном восприятии слияния двух рек. Действительно, если смотреть на место, где построен город, с высокой точки, то можно увидеть острый угол. Не случайно эта местность была выбрана для строительства крепости, ведь с двух сторон она надежно защищена самой природой.

Совет 2: Почему Орел назвали Орлом

Точное происхождение названия города Орла неизвестно, но имеются по меньшей мере две интересные гипотезы. Верна ли какая-либо из них, неизвестно. Но они весьма красивы.
Инструкция
1
Инициативу по созданию в 1566 году города, еще не получившего названия, выдвинул правивший в тот период царь Иван Грозный. Само существительное «город» происходит от прилагательного «огороженный», и тогда этот термин понимали буквально, окружая города со всех сторон крепостными стенами. Взять город можно было только «по горизонтали», ведь авиации не существовало, и стены оказывались весьма надежной защитой. Возводили их из различных материалов, а в данном случае было решено сделать их дубовыми, благо, деревьев соответствующей породы рядом росло достаточно.
2
Ну, а где деревья - там и птицы. Неохотно покидают они засиженные места, но если деревья рубят, улетать приходится даже крупным птицам. Согласно первой из гипотез, одной их них оказался красавец-орел. Кто-то из лесорубов полушутя назвал его хозяином места, на котором возводили город. Присутствовавшему при этом царю понравилось это утверждение и он решил назвать город в честь птицы. Так и появился новый топоним - «Орел».
3
Согласно второй из гипотез, город назван в честь реки, на которой основан. В разных источниках ее называют Орлом, Орлеем, Орелью, и когда начали сооружать город, она уже носила эти топонимы. Лишь в 1784 году, более, чем через два века после основания города, она получила свое современное название - Орлик.
4
Происхождение же названия самой реки также точно неизвестно, но специалисты связывают его с татарским словом «ор», который можно перевести на русский язык как «ров» (на современном татарском «ров» - «озын чокыр»). Ну а «ёл» (на современном татарском - «юл», что очень похоже, также есть синоним - «кыйммәт») переводится с того же татарского языка как «дорога».
5
А если соединить эти два слова, получается вовсе не «ров-дорога», а «дорога, пересекающая ров, перпендикулярная ему». Современное же название реки - Орлик - также имеет татарское происхождение. Оно означает «объект, пригодный для сооружения рва, переделки в ров». А река вполне подходит под это определение.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500