Совет 1: Что такое частица

Когда школьники знакомятся на уроках русского языка с самостоятельными и служебными частями речи, они узнают об отличительных признаках частицы. Им нужно научиться не только находить частицы в предложении, но и определять их значение и способ употребления.
Инструкция
1
Если вам нужно научиться находить частицы в тексте, то прежде всего запомните, что частица - это служебная часть речи. Поэтому вы не сможете к этому слову поставить вопрос, как, например, к самостоятельным частям речи (имени существительному, глаголу, наречию и т.д.).
2
Научитесь отличать частицу от других служебных частей речи (предлогов, союзов). К ним также нельзя поставить вопрос, как и к частицам. Но предлоги и союзы выполняют иную работу в предложении. Если предлоги связывают слова в синтаксических конструкциях, а союзы - однородные члены либо простые предложения в составе сложного, то частицы необходимы нам, например, для того, чтобы образовать наклонение у глагола.
3
Употребите глагол "дружить" в повелительном и в условном наклонении. Вам нужно использовать для этого формообразующие частицы. Так, частицы "бы", "б" образуют условное наклонение "дружил бы". А вот такие частицы, как "пусть", "пускай", "да", "давай", "давайте", помогут вам выразить какую-то просьбу или приказ, т.е. употребить глагол в форме повелительного наклонения: "пусть дружат".
4
Имейте в виду, что частицы необходимы и для того, чтобы выразить свои мысли: что-то уточнить, высказать утверждение или отрицание, указать на какую-то деталь, смягчить требование и т.д. Например, частицы "не" и "ни" помогут вам сообщить об отсутствии чего-либо, частицы "лишь", "только" - уточнить что-то и т.д. А в предложении "Вон там, за горами, показалось солнце" частица "вон" указывает на действие.
5
Научитесь отличать частицу "ни" от повторяющегося союза "ни-ни". Например, в предложении "Я не могу ни плакать, ни смеяться" слова "ни-ни" являются повторяющимся союзом, т.к. они связывают однородные сказуемые. А вот в предложении "Где бы он ни был, всюду находил друзей" слово "ни" является частицей, т.к. вносит дополнительный смысл (утверждение) в данную синтаксическую конструкцию.
6
Научитесь отличать частицу "то", которая необходима для смягчения требования, от суффиксов в неопределенных местоимениях или наречиях. Так, в предложении "Упражнение-то успел дописать?" частица "то" помогает внести дополнительный оттенок. А вот в наречии "где-то" или в местоимении "кто-то" "то" является суффиксом, при помощи которого от вопросительных местоимений и наречий образуются новые слова. Запомните, что частица "то" пишется через дефис с именами существительными.
7
Знайте, что частицы не являются членами предложения, как и все остальные служебные части речи. Но в некоторых случаях, например, при употреблении глагола с частицами "не", "бы", "б", они будут играть синтаксическую роль одновременно со сказуемым.

Совет 2: Частица как часть речи

Частицу порой можно спутать с другими служебными частями речи. Хотя она не является полноправным членом предложения, она способна внести путаницу, из-за чего можно, к примеру, поставить лишнюю запятую. Время от времени стоит повторять школьную программу и освежать в памяти базовые вещи, чтобы не допускать простых ошибок.

Частица как часть речи

Частица относится к служебным частям речи и служит для выражения различных смысловых оттенков слов и словосочетаний, а также для образования форм слов. Они не являются членами предложения и не изменяются. Все существующие частицы можно разделить на два разряда: смысловые и формообразующие.

Хотя частицы не являются членами предложения, в школе принято подчёркивать частицу не вместе с тем словом, к которому она относится; как правило таким словом выступает глагол.

Смысловые частицы, как следует из названия, необходимы для выражения смысловых оттенков, тонкостей, нюансов. В зависимости от значения, они классифицируются по следующим группам:
1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не ;
2) вопросительные: разве, неужели, ли (ль) ;
3) указательные: вот, вон;
4) уточняющие: именно, прямо, как раз, точно, точь в точь ;
5) ограничительные / выделительные: только, исключительно, лишь, почти, единственно, то ;
6) восклицательные: что за, как, ну (и) ;
7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё таки, ну;
8) смягчительные: -ка, -то, -с;
9) со значением сомнения: едва (ли), вряд (ли).

Формообразующие – это частицы, необходимые для образования повелительного или условного наклонения: бы, пусть, пускай, давай, да. Такие частицы всегда являются компонентами глагольной формы, а следовательно входят в состав того же члена предложения, что и глагол.
Некоторые исследователи выделяют дополнительную группу частиц, не попадающих ни под одну из вышеперечисленных категорий: мол, якобы, дескать.

Классификации

Частицы также классифицируют по происхождению на первообразные и непервообразные. В первую группу входят, в основном, просторечные и малоупотребительные частицы бишь, вишь, нехай, дескать, небось ишь, те, чай, ну-с, ин, де, а также же да, -ка, ни, таки. Все остальные частицы относятся ко второй группе.
Обратите внимание, что многие частицы по своим свойствам приближены к наречиям, союзам, междометиям и вводным словам.

Существует разделение и по составу: на простые, составные, расчленяемые и не расчленяемые частицы. К первым относятся все частицы, состоящие из одного слова, ко вторым – образованные из двух и более слов, к третьим – все частицы, которые могут быть разделены в предложении другими словами (как бы не, лишь бы не, пусть бы, скорее бы, только бы, хоть бы, чуть (было) не, чуть (ли) не и др.), к четвертым – те, что разделены быть никак не могут. Также существует немногочисленная группа так называемых фразеологизированных частиц: что ни (на) есть, точь-в-точь, то ли дело, не иначе (как), нет чтобы, того и (гляди / жди).
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500