Совет 1: Как делать лекала

Лекала необходимы для изготовления одежды, обуви или мягкой игрушки. Можно, конечно, сделать выкройку и на один раз. Но если вы собираетесь шить постоянно, сделайте такую, которой можно будет пользоваться постоянно. Это особенно важно, если вы собираетесь заняться моделированием. Для лекала необходим более прочный материал, нежели калька или миллиметровка.
Вам понадобится
  • - калька;
  • - миллиметровка;
  • - тонкий, но твердый картон;
  • - полиэтиленовая пленка;
  • - параплен;
  • - копировальная бумага;
  • - иголка;
  • - шариковая ручка;
  • - портновские булавки;
  • - ножницы;
  • - сапожный нож;
  • - плоская доска.
Инструкция
1
Переведите или постройте выкройку. Ее можно взять в любом журнале мод или найти в Интернете. При необходимости увеличьте ее. Если не нашлось ничего подходящего, пожертвуйте чем-нибудь из старой, но подходящей вам одежды. Распорите ее по швам и обрежьте припуски. Выточки тоже распорите. Вырезать их не обязательно, можно перевести на лекало другим способом.
2
Очень часто лекала делают из картона. Подберите лист большого формата. Наложите на него выкройку и обведите шариковой ручкой по контуру. Вырежьте лекало. Если в качестве выкройки вы используете деталь из ткани и на ней есть выточки, их тоже нужно перевести. К месту выточки приколите портновскими булавками копировальную бумагу так, чтобы красящий слой не соприкасался с тканью. Наложите деталь на лекало, тщательно совместив контуры. Можно тоже скрепить их булавками. Копирка должна касаться лекала. Обведите выточку и вырежьте ее.
3
Выточки можно перевести и другим способом. Сразу после того, как вы обведете контуры изделия, наколите контуры выточки толстой иголкой или шилом, прокалывая и ткань, и картон. Дырочки должны быть на расстоянии 0,3-0,5 см друг от друга. Снимите деталь из ткани, обведите выточку шариковой ручкой и вырежьте лекало.
4
Если вам негде хранить лекала из картона, сделайте их из более пластичного материала. Например, из полиэтиленовой пленки. Пленку выберите прозрачную, но плотную, примерно такую, какой покрывают теплицы. В этом случае можно не переводить выкройку из журнала на кальку, а начертить ее прямо на полиэтилене шариковой ручкой, а потом вырезать. Такие лекала можно хранить в свернутом виде даже в очень маленькой коробочке.
5
Можно сделать лекала из тонкого параплена. Порядок работы такой же, как и с картоном. Вырезать лучше острым ножом, положив параплен на плоскую большую доску. Необходимо, чтобы нож шел строго вертикально, иначе при раскрое получатся ошибки. Такие лекала можно хранить свернутыми в трубочку.

Совет 2: Что такое лекало

Тому, кто занимается разными видами моделирования, довольно часто приходится чертить одинаковые детали. Применение шаблона способно значительно облегчить работу. Такой шаблон и называется лекалом. Это особенно важно, если приходится чертить сложные кривые, состоящие из нескольких фрагментов разных геометрических фигур.

Какие бывают лекала?

В чертежном деле различают два типа лекал – постоянной и переменной кривизны. Первое – это шаблон, в котором может быть как одна сложная кривая, так и несколько. Лекало второго типа выглядит как линейка, к которой прикреплено специальное устройство, с помощью которого можно поменять кривизну. Лекала того и другого типа используются, например, в швейной промышленности. Яркий пример шаблона постоянной кривизны – самая обычная выкройка.

Кроме того, есть вид лекал, которые применяются для контроля контуров различных деталей, если эти контуры имеют сложную кривизну. Такое лекало называется измерительным. Контролер определяет величину просвета между деталью и измерительным шаблоном. В некоторых случаях применяется специальный щуп.

Так называемое откосное лекало применяется в строительстве при прокладке дорог. С его помощью контролируют поперечные профили кюветов и водоотводных канав. Такое лекало выглядит как треугольник, состоящий из планок. Планки находятся под определенным углом друг к другу. Это лекало необходимо, чтобы кюветы и системы водоотведения соответствовали стандартам.

Зачем нужно лекало?

В эпоху, когда многие виды проектирования выполняются на компьютере с помощью программ, порой кажется, что лекала отжили свой век. Но это далеко не так. Их постоянно применяют в производстве, чтобы вырезать или выточить сложные детали, на которых есть участки спиралей, гипербол и парабол. Само лекало может быть построено и с помощью компьютерной программы, а затем вырезано из пластика или металла. На современных производствах лекала делают с помощью сверхточных методов – например, вырезают лазером.

Как делают лекала

Для изготовления лекал используются самые разные материалы. Например, в моделировании одежды это может быть бумага или картон, на школьных уроках черчения применяются пластмассовые лекала, а для контроля кривизны деталей машин применяют чаще всего металл или современный прочный пластик.

Построить простое лекало вы можете и сами. Возьмите лист бумаги, начертите на нем окружность. На некотором расстоянии начертите окружность другого диаметра. Соедините обе фигуры двумя касательными. Вырежьте то, что у вас получилось. В данном случае полные окружности были даже избыточными, для построения простейшего лекала достаточно знать расположение нескольких наиболее важных точек.

Как чертить с помощью лекала?

Чтобы вычертить кривую по лекалу, выберите нужный участок. Определите три точки. Подберите на лекале подходящую кривую и начертите ее так, как вы это делаете, когда пользуетесь самой обычной чертежной линейкой.
Обратите внимание
Если под рукой нет больших листов картона, склейте вместе несколько маленьких. Это нужно сделать до того, как вы начнете чертить лекало. Клейте листы либо внахлест, либо скрепляйте их встык скотчем. Во втором случае лекало будет удобно складываться.
.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500