Инструкция
1
Похоронный марш в своей изначальной жанровой семантике – это музыка, сопровождающая всенародное траурное шествие в честь павших героев. Это марш медленный (вдвое медленнее традиционного «парадного» марша»), рассчитанный на темп движения похоронной процессии, когда гроб с покойным несут на руках.
2
Здесь надобно сделать примечание «по процедурным моментам». Вообще весь траурный церемониал по традиции сопровождается музыкой, только разной в разных моментах. Есть музыка «на прощание с покойным», есть музыка «для процессии», есть музыка «для опускания гроба». Траурный марш – это музыка только для траурных процессий. Здесь, кроме наиболее известного марша Ф.Шопена, есть марши Г.Берлиоза, Р.Вагнера, Л.Бетховена, Г.Малера, Ф.Мендельсона, П.И.Чайковского и других – выбор достаточно разнообразен.
3
Согласно церемониалу похоронной процессии музыкант или музыканты должны быть одеты и вести себя в целом сообразно обстановке. Исполнение должно быть торжественным, недопустимо «рвать страсти в клочья» (разве что этого специально потребует заказчик). Похоронный марш по своей природе – сдержанный и строгий.
4
Похоронный марш, как правило, в своей структуре трехчастен. Крайние части – в образном строе торжественной похоронной процессии, средняя часть обычно более светлая, лиричная, более «личностно» окрашенная. Контраст между обрамляющими частями и серединой создает специфическую драматургию этого жанра.
5
И еще один момент. В силу требований жанра похоронный марш исполняется ансамблем. К инструментовке или переаранжировкам похоронного марша для разных составов предъявляются два общих требования. Первое (вполне очевидное): подбираются инструменты, на которых исполнители могут играть в ходе движения.
6
Второе: оркестровка должна учитывать исполнение на открытом воздухе, то есть, при всей торжественности, быть равномерно плотной по звучанию.