Все организованные шествия большого числа людей, будь то военные, церемониальные или праздничные процессии, сопровождают марши. Это особенно актуально для армии, здесь марш не только организовывает воинов, но и вселяет в них бодрый дух. Для военного марша характерны фанфары и барабанная дробь.

Парадный марш исполняется в случае торжественного прохождения войск, походный звучит на строевых прогулках и учениях, встречный марш сопровождает знамя и начальство, траурный исполняют при возложении венков на похоронах. Траурный марш отличается от остальных медленным темпом, минорной тональностью и меньшей ролью фанфарных оборотов мелодии.


Значение маршей всегда возрастало в военные годы и во время революций, тогда этот музыкальный жанр становился самым востребованым. Много великих композиторов обращалось к жанру марша, включали его в оперы, балеты, пьесы и другие гениальные сочинения. В России было написано немало замечательных произведений: "Славянский марш" Чайковского, "Марш на русскую тему" и "Торжественный марш" А. К. Глазунова.

Многие солдатские и революционные песни имеют маршевый характер, например "Марсельеза", "Смело, товарищи, в ногу", "Интернационал" и многие другие. Популярны и сейчас молодежные марши И. О. Дунаевского.

Спортсмены тоже поднимают свой боевой дух ритмичными маршами на сборах и крупных соревнованиях. «Спортивный марш трудовых резервов» и «Спортивный марш» Дунаевского - яркие тому примеры.

Нельзя не вспомнить и знаменитый свадебный марш Ф. Мендельсона из его пьесы «Сон в летнюю ночь». В США и Европе исполняют «Свадебный хор» из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера.

Парад Победы невозможно представить себе без воодушевляющих маршей. Оркестр исполняет свой особый марш для каждого из сводных полков. Этот музыкальный жанр и прекрасное исполнение поддерживают ветеранов и вселяют в них силу и бодрость.