Совет 1: Как определить музыкальный слух

Музыкальный слух – уникальная способность человека воспринимать абсолютную и относительную высоту звука, а также тембр его источника и другие характеристики. В некоторых случаях музыканты, имеющие плохой речевой слух (не различают слишком тихих слов), превосходно определяют звучащую ступень и могут повторить ее. Определить наличие музыкального слуха у того или иного человека может любой музыкант.
Инструкция
1
Первое правило музыкальной педагогики гласит: нет людей, не имеющих музыкального слуха. Но есть люди, в которых слух и голос не скоординированы. Иначе говоря, музыкант отличается от обывателя способностью не только определить высоту тона, но и повторить звук. Впрочем, в качестве природного задатка эта способность наблюдается и у людей, далеких от музыки.
2
Попросите знакомого музыканта сыграть наугад несколько нот. Каждую из них повторите максимально точно. Называть ноты необязательно – точная интонация уже свидетельствует о многом.
Если вам не удалось повторить ни одного звука, не отчаивайтесь, есть два объяснения. Во-первых, музыкант мог играть в неудобной для вас тесситуре. Как ни удивительно, человек без музыкального опыта плохо определяет звуки за пределами своих вокальных возможностей. Слишком высокий или слишком низкий звук вы не сможете спеть даже на октаву выше или ниже – для этого требуется особый навык.
3
Если музыкант сыграл звуки в пределах вашего диапазона, но вам не удалось их воспроизвести, отчаиваться тоже не стоит. Музыкальный слух у вас есть, но пока не скоординирован с голосом. Проблема решается благодаря специальным упражнениям.
Наличие развитого музыкального слуха в начале занятий – полезный бонус, но никак не обязательное условие.
4
Способность определять не только высоту, но и нотное обозначение звука связано с наличием так называемого абсолютного слуха. Обладать этой способностью музыкант не обязан, но существует две точки зрения на вопрос, кто может развить в себе этот слух.
Обладателям абсолютного музыкального слуха в какой-то степени труднее, чем менее слышащим коллегам: где обычный музыкант слышит полноценный аккорд той или иной окраски, там «абсолютнику» видится только набор не связанных между собой звуков. Только после нескольких занятий сольфеджио музыкальные тоны обретают в глазах и ушах музыканта систематизированность и упорядоченность.
5
Согласно первой точке зрения, абсолютный музыкальный слух свойствен единицам музыкантов. Только немногие могут, услышав звук сказать: «это до, а это ми». Остальные могут только стремиться к совершенству.
Другие музыканты, в том числе практикующие педагоги, настаивают, что абсолютный слух может развить любой человек, было бы желание.

Совет 2: Как проверить музыкальный слух

Музыкальный слух – врожденное качество каждого человека, которое поддается развитию даже при посредственных задатках. Проверка музыкального слуха является средством диагностики способностей будущего музыканта, позволяет контролировать развитие учащегося и показывает общую подготовку профессионала. Наибольший упор на развитие музыкального слуха делается в курсе сольфеджио.
Инструкция
1
Повторите несложный ритмический мотив. Чем точнее вы его повторили, тем лучше развита ритмическая составляющая музыкального слуха.
2
Спойте короткую (до восьми тактов) мелодию. Количество ошибок обратно пропорционально развитию слуха.
3
Подберите на инструменте однажды услышанную мелодию. Чем быстрее вы это сделаете, тем лучше развит ваш слух.
4
Сыграйте до-мажорное трезвучие. Затем вразнобой пойте ступени от него. Порядок может быть примерно такой: четвертая, седьмая, пятая, вторая, шестая, третья. После проигрывания играйте ноту, чтобы проверить, попали ли вы на нее.
Видео по теме

Совет 3: Как развить абсолютный слух

Можно ли развить абсолютный слух, если его нет от природы? Вопрос это довольно спорный, так как проводилось множество исследований, которые не привели к какому-нибудь однозначному результату. Однако существует несколько методик, которые помогут вам узнавать ноты, а значит, приблизят ваш слух к абсолютному.
Инструкция
1
Используйте метод Ирины Гулыниной. Полную информацию о нем можно найти здесь: http://razvitiesluha.ru/kurs Суть данной методики состоит в том, что человек не вызубривает названия нот и пытается запомнить, как они звучат, а вырабатывает у себя ассоциативный ряд.
2
Сядьте поудобнее, возьмите ручку и бумагу, подготовьтесь слушать.
3
Прослушайте выбранную ноту, название которой вам известно. Например, нота до.
4
Попробуйте задать самому себе вопросы: эта нота тяжелая или легкая? С каким предметом ее можно соотнести? Что лучше делать под эту ноту: оставаться в покое или двигаться? И так далее.
5
Таким образом, разберите все ноты основной гаммы. В результате, как только вы услышите прозвучавший звук, по возникшим ассоциациям вы сможете его угадать. Затем расширяйте диапазон узнаваемых звуков, и вы постепенно освоите все существующие ноты.
6
Изучив основные звуки, попробуйте подобрать мелодию самостоятельно. Для этого в курсе методики Гулыниной предлагается программа «Ухогрыз» Скачать ее можно здесь: http://razvitiesluha.ru/demo Данный метод, по заверениям авторов, позволит вам, если будете заниматься ежедневно,
7
Существует альтернативная точка зрения. Некоторые утверждают, что развить слух можно следующим образом: прослушайте для начала все ноты до во всех октавах, запомните примерное звучание, а потом найдите эти ноты самостоятельно по всем клавишам. Затем таким же образом изучите остальные ноты и приступайте к подбору простых мелодий. Авторы данного метода считают, что если у вас имеются хотя бы зачатки музыкального слуха, абсолютный слух будет развить очень легко. Для занятий вам потребуется только музыкальный инструмент (фортепиано, баян или любой другой клавишый), свободное время и ваше терпение.
Видео по теме

Совет 4: Что такое абсолютный слух

Абсолютный слух - это вовсе не чудо, доступное избранным. Вопреки распространенному мнению, с абсолютным слухом не нужно родиться - его можно развить, так же, как можно научиться говорить или читать.
Абсолютный музыкальный слух — это способность человека определить высоту какого-либо звука, не прибегая к сравнению его с другим звуком известной высоты. Кроме абсолютного, существует также относительный музыкальный слух, под которым понимают способность определять интервалы между звуками и определять, таким образом, высоту звука относительно другого, с известной частотой. При этом относительным слухом обладает большинство людей, профессионально или любительски занимающихся музыкой, а абсолютный слух даже у музыкантов встречается не чаще, чем в 9% случаев.

Чудесный дар?


Такая редкость абсолютного слуха на многие века записала его в категорию «врожденных дарований», в своем роде чудесной способности, которую невозможно развить — только родиться. Многие придерживаются такой точки зрения и по сей день. На самом деле все обстоит совсем иначе — абсолютный слух можно и нужно развивать.

Процесс развития этой способности можно условно сравнить с обучением ребенка речи или чтению. Только родившись, человек не может ни говорить, ни писать. С течением времени, вслушиваясь в речь окружающих его взрослых, он начинает выделять из нее отдельные слова, позднее — учится их произносить, сначала невнятно, потом все чище. Точно так же, обучаясь чтению, ребенок учится выделять из речи звуки, соотносить их с буквами, воспроизводить. Со слухом происходит то же самое — задавшись такой целью, человек может научиться с высокой точностью определять частоту звука и называть ее определенным образом — фа, до, соль, ре, ля. В этом нет чуда — только усердие и целеустремленность.

Каждому ли доступен абсолютный слух?


Тем не менее, способность точно определять высоту (или частоту, если опираться на физику) звука без сравнения с другими звуками встречается довольно редко. Причина в том, что для развития абсолютного слуха все-таки желательны некоторые способности, в первую очередь — хорошая чувствительность к звукам. Люди, которые изначально обладают такой чувствительностью, смогут обрести абсолютный слух быстрее тех, кому «медведь на ухо наступил». Для развития этой способности полезно также преимущественно слуховое восприятие, аудиальная память (в отличие от визуальной или кинестетической). Тем не менее, даже изначально нечувствительный к звукам человек может научиться более или менее точно определять ноты на слух — просто ему потребуется значительно больше времени, терпения и тренировок.
Видео по теме

Совет 5: Что такое музыкальный слух?

Все мы любим слушать музыку, можем выделить наиболее любимые композиции и исполнителей. Но далеко не всем дано улавливать тонкие нюансы и анализировать мелодию. Это объясняется наличием или отсутствием музыкального слуха.
Музыкальный слух — это сложная совокупность определенных навыков различения звуков и умения классифицировать их по высоте, тембру, громкости и прочим характеристикам. Также это понятие включает в себя способность ощущать ритм, гармонию и мелодичность музыкального произведения. Музыкальный слух может быть от рождения, а может развиться в результате многолетнего упорного труда. Люди, обладающие абсолютным музыкальным слухом, способны различить в быстрой мелодии каждую ноту, определить тональность, а кроме того, при наличии определенных теоретических знаний и владении нотной грамотой, такой человек способен воспроизвести мелодию на бумаге и разбить на партии. Обладателю музыкального слуха ничего не стоит повторить услышанную лишь раз мелодию, не прилагая особых усилий. Люди с музыкальным слухом гораздо легче преуспевают в изучении иностранных языков, особенно тех, которые построены на сложной системе вокализма: китайский, японский и т.д.
Как профессиональный художник, глядя на картину, видит в ней мазки и штрихи, нанесенные под определенным углом, в одном цвете видит смешение нескольких красок, так и человек с музыкальным слухом слышит в обычной популярной песне ноты, переходы тональностей, диезы и бемоли.
Видео по теме
Источники:
  • Что такое музыкальный слух?

Совет 6: Как выявить в ребенке музыкальный слух

Выявление музыкального слуха у детей – это не только ответ на вопрос, стоит ли учить ребенка музыке, ведь само по себе музыкальное просвещение не вредит никому. В той или иной степени музыкальные способности вообще и музыкальный слух в частности свойственны всем людям, кроме страдающих тотальной глухотой от рождения. Выявление степени развития музыкального слуха помогает спланировать музыкальное воспитание ребенка.
К сожалению, вступительные испытания во многих музыкальных школах нередко превращаются в наглядную демонстрацию того, как нельзя диагностировать музыкальный слух. Ребенку предлагают пропеть отдельные ноты, которые учитель берет на инструменте, определить на слух, берет ли учитель одновременно одну ноту, две (интервал) или три (аккорд).

При такой диагностике о музыкальном слухе можно получить мало информации . Ребенок может «не попадать» в нужные ноты не потому, что он не слышит, а потому, что не умеет управлять своим голосом. А главное – подобные методы имеют весьма отдаленное отношение к музыке.

Музыкальный слух и другие способности



В музыкальной деятельности, будь то сочинение музыки, исполнение или восприятие музыки, музыкальные способности проявляются комплексно, поэтому изолированная диагностика отдельных способностей обречена на неудачу. Да и сам по себе музыкальный слух – явление сложное, включающее в себя множество элементов. Это и звуковысотный слух, и тембровый, и динамический, слух абсолютный и относительный.

Основным носителем смысла в музыке является звуковысотность, причем значение имеет не высота отдельно взятого звука, а сочетание различных по высоте звуков. Их соотношение складывается в систему – лад, который и позволяет воспринимать сочетание звуков разной высоты, как выражение определенного смысла. Эта способность называется ладовым чувством и представляет собой одну из основ музыкального слуха.

Музыка развертывается во времени, и пространственную координату (высоту звука) нельзя рассматривать в отрыве от временной координаты (ритма), следовательно, диагностика ладового чувства должна сочетаться с выявлением ритмического чувства.

Смысловое восприятие высоты звука и музыкального ритма находит выражение в активном проявлении музыкального слуха – способности формировать абстрактные музыкально-слуховые представления в виде мелодии, абстрагируемой от тембрового изложения и сохраняемой в таком виде памятью.

Методы диагностики



Один из лучших способов выявить музыкальные способности ребенка – предложить ему спеть песню. Это будет комплексное проявление музыкальных способностей в активной музыкальной деятельности. Аккомпанируя ребенку на музыкальном инструменте, можно проследить, как он реагирует на аккомпанемент: соотносит ли ритм, попадает ли в тональность, а если не попадает – пытается ли это исправить, «ища» голосом нужные звуки.

Для уточнения результатов нужно применить дополнительные методы.

Для диагностики ладового чувства можно сыграть два варианта мелодии – с устойчивым окончанием и неустойчивым. Пусть ребенок выберет, какая из этих мелодий закончена, а какую хочется продолжить.

Для диагностики ритмического чувства можно сыграть ряд музыкальных фрагментов с различной ритмической организацией (марш, вальс, полька) и предложить ребенку произвольно двигаться в такт музыке.

Чтобы выявить способность к абстрактным музыкально-слуховым представлениям, нужно наиграть на инструменте мелодии, которые ребенок наверняка слышал много раз («В лесу родилась елочка», песни из мультфильмов и т.п.) и предложить ребенку их назвать.

Такое выявление музыкальных способностей вообще и музыкального слуха в частности максимально приближено к реальной музыкальной деятельности, и в этом его эффективность.
Источники:
  • Музыкальная одаренность

Совет 7: Как развить музыкальный слух самостоятельно?

Далеко не всем дан от природы приятный голос и абсолютный слух. Но это не повод ставить на себе крест как на «немузыкальном» человеке, потому что существуют действенные способы развития музыкального слуха.
Инструкция
1
Пение гамм.
С помощью музыкального инструмента проиграйте «до» - «ре» - «ми» - «фа» - «соль» - «ля» - «си», затем пропойте самостоятельно, стараясь как можно точнее воспроизводить звуки. Проиграйте гамму сверху вниз и так же повторите. Такое упражнение нужно делать не менее 30 раз за один присест, чтобы слух и голос лучше прочувствовали и запомнили высоту и звучание каждой ноты.
2
«Эхо».
Это упражнение похоже на первое, но повторять нужно не гамму, а абсолютно любую мелодию. Просто включите любимую песню, а через определенные интервалы нажимайте «стоп» и пропевайте отрывок вслух.
3
Изучение нотной грамоты.
Не лишним будет ознакомиться хотя бы с основами музыкальной теории, запомнить ключевые понятия и вникнуть в принцип. Это сделает воспроизведение звуков более осмысленным и так же поспособствует развитию слуха.
4
Пение интервалов.
Умение петь и слышать интервалы очень важно для развития слуха. Для выполнения этого упражнения понадобится музыкальный инструмент, на котором Вы будете воспроизводить интервалы, а затем повторять их вслух. Например: «до» - «ре»; «до» - «ми»; «до» - «фа»; «до» - «соль» и т.д. до конца гаммы, затем вниз.
5
Опевание каждой клавиши.
Это упражнение способствует запоминанию соседних звуков. Например, опевание ноты «до» будет выглядеть так: «до» - «ре»- «до» - «си» - «до». Таким образом, мы запоминаем следующий и предыдущий звук от одной ноты.
6
Изучение классической музыки.
При более детальном изучении теории, интерес к классике возникнет сам по себе. Вам станет просто напросто интересно, в какой тональности и на каких интервалах построена та или иная популярная композиция. Более того, сложный интервал или аккорд бывает легче запомнить с помощью известного мотива, в котором он содержится.
7
Специальные программы и приложения по развитию музыкального слуха и запоминанию нот для ПК и гаджетов. Таких программ сейчас в интернете великое множество. Кроме того, Вы можете использовать мобильный телефон или плеер для записи музыкальных упражнений, чтобы прослушивать их в течении дня, тогда музыкальная память разовьется у Вас очень быстро.


Выберете способ, который будет наиболее подходящим для Вас. Начать лучше с самого простого, например, с повторения гаммы или любимой мелодии. В последствии, было бы идеально совмещать все упражнения и развивать слух комплексно. Задавшись целью, Вы сможете добиться отличных результатов!
Источники:
  • Как развить музыкальный слух – для самоучек и не только!

Совет 8: Каким бывает музыкальный слух?

Если Вы счастливый обладатель музыкального слуха, то Вам интересно будет уточнить — какого именно! Ведь в зависимости от особенностей восприятия музыкального движения, музыкальный слух подразделяется на 11 видов.
Инструкция
1
Абсолютный.
Это высшая степень музыкального слуха, которая выражается в способности определять высоту любого звука без сопоставления его с эталоном (т.е. не пропевая гамму для определения ноты). Такой слух встречается крайне редко и, как правило, является врожденным фактором.
2
Относительный.
По-другому называется «интервальный». Это способность идентифицировать высоту звука путем его сравнения с эталоном и определять музыкальные интервалы в мелодиях и аккордах.
3
Внутренний.
Обладатели такого слуха не опираются на внешнее звучание, а переживают музыку мысленно. Как правило, они неплохо ориентируются в нотных записях и могут воспроизвести услышанную мелодию по памяти «про себя».
4
Интонационный.
Это способность чувствовать музыкальную интонацию и понимать композиционное строение произведения.
5
Ладовый.
Способность определять устойчивость и неустойчивость звуков, чувствовать различие между аккордами и отрезками мелодий.
6
Ритмический.
Такой слух присущ тем, кто имеет чувство ритма, чувствует движение и динамику музыкальной экспрессии.
7
Гармонический.
Обладатели гармонического слуха могут пропевать голосом или проигрывать на инструменте аккорды и созвучия в разложенном виде.
8
Полифонический.
Это возможность отчетливо слышать в многоголосном звучании движение нескольких голосов сразу.
9
Фактурный.
Умение улавливать мельчайшие особенности художественной и технической обработки музыкальной композиции.
10
Тембральный.
Способность улавливать тембральную окраску звуков.
11
Архитектонический.
Обладатели такого слуха слышат и чувствуют форму, составляющие части музыкального произведения, закономерность и логику его построения.

Все виды слуха присутствует в каждом из нас на разных стадиях развития. И при желании можно добиться отличных результатов, не обладая врожденными способностями.
Источники:
  • Виды музыкального слуха

Совет 9: Как можно поступить в музыкальную школу

Если вы не воплотили еще в реальность свою детскую мечту научиться петь или играть на музыкальном инструменте, еще не значит, что это так и останется мечтой. Есть музыкальные школы, которые принимают на обучение не только детей, но и взрослых.
Вам понадобится
  • - музыкальный инструмент;
  • - музыкальный слух;
  • - чувство ритма.
Инструкция
1
Поступить в музыкальную школу могут, как граждане Российской Федерации, так и граждане иностранных государств, которые проживают на территории нашей страны. Если вы являетесь работающим взрослым, поступайте на платное отделение. Если поступать будет ваш ребенок, подавайте документы на бюджетное обучение.
2
Если возраст вашего ребенка от шести до девяти лет, приготовьтесь к тому, что срок его обучения составит семь – восемь лет. А дети в возрасте от девяти до двенадцати лет могут пройти обучение, срок которого равняется пяти – шести годам. Если вашему ребенку около пяти лет, запишите его на платное подготовительное отделение, чтобы он уже начал развивать свои способности для последующего обучения. Но помните, что каждая школа имеет свой индивидуальный подход к возрастному критерию, а также к сроку обучения.
3
Для поступления напишите заявление, образец которого вы можете взять в музыкальном учебном заведении, на имя директора. Вместе с этим документом вы должны предоставить копию свидетельства о рождении ребенка. Если поступающий старше четырнадцати лет, необходимо будет предоставить паспорт.
4
Пройдите прослушивание, которое является обязательным условием для поступления в музыкальную школу, поскольку прием на обучение осуществляется на конкурсной основе. Вас или вашего ребенка, в зависимости от того, кто поступает, могут попросить спеть знакомую песню; напеть, сыгранный преподавателем звук; по памяти простучать предложенный преподавателем ритмический рисунок; определить на слух количество звуков, взятых одновременно на инструменте.
5
Для поступающих на специальность сольного пения есть требование – они должны бить не моложе 16 лет, чтобы уже были завершены возрастные изменения голоса. Если вы подходите по этому критерию и хотите обучаться именно в этом направлении, подготовьте для прослушивания вокальное произведение. Оно может быть как с музыкальным сопровождением, так и без него.
6
Если вы поступаете на класс гитары, хорошо подстригите ногти на левой руке. Но при этом желательно наличие небольших ногтей на правой.
7
В случае положительного решения приемной комиссии о зачислении вас или вашего ребенка в музыкальную школу, подпишите договор с учебным заведением.
Источники:
  • Информация для поступающих в Детскую музыкальную школу им. Н. А. Римского-Корсакова

Совет 10: Как определить тональность песни

Тональность – высотное положение лада. В названии тональности указывается основной тон, указывающий на звуковысотность (до, ми-бемоль, соль-диез…), и название лада (мажор, минор, дорийский, миксолидийский). Большинство произведений как классических, так эстрадно-джазовых и народных жанров, имеют четко выраженную тональность. Главный навык, необходимый при ее определении – музыкальный слух.
Инструкция
1
При построении музыкального периода (части произведения) аккорды, как правило, располагаются в таком порядке: T – S – D – T. Первому и последнему аккордам соответствует тонический аккорд, строящийся на первой ступени гаммы. По этой первой ступени называется вся тональность. При проигрывании песни зациклите исполнение на первом такте произведения, чтобы слышать только первый аккорд.
2
Слушайте басовую партию. Как правило, в песнях используются аккорды в основном (необращенном) виде, то есть бас играет первую ступень. Подберите ее на любом инструменте (фортепиано, гитара) в доступной для исполнения октаве. Не спешите, передвигайтесь по полтона вверх или вниз, пока звук на вашем инструменте не совпадет с оригиналом. Рано или поздно вы ее найдете. Запишите на бумаге. Ноты на черных клавишах пишутся в два слова через дефис: до-диез, ми-бемоль, фа-диез, си-бемоль.
3
Вслушайтесь в окраску первого аккорда в песне. Мажор и минор – наиболее часто употребляемые лады, спутать их между собой очень трудно. По настроению вы сможете понять, какой лад перед вами: приподнятый мажор или задумчивый, тревожный минор. Но, если у вас есть сомнения, то учтите один факт: некоторые ступени в мажоре звучат как бы завышено, приподнято. Название лада пишется отдельным вторым (третьим) словом после названия ноты, к примеру: до-диез минор, ре мажор, соль минор, си-бемоль мажор.
4
Прослушайте всю песню два-три раза. Со второго прослушивания подыгрывайте аккорды, которые сможете угадать. Таким способом вы выясните, в одной ли тональности написано произведение или в нем присутствует модуляция. В ряде песен изменение тональности связано с кульминацией и располагается чуть-чуть позже середины: перед инструментальным проигрышем, прямо в нем или перед заключительным куплетом.
Источники:
  • как изменить тональность песни
Видео по теме
Что такое музыкальный слух?
Связанная статья
Что такое музыкальный слух?
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500