Совет 1: Как побороть страх темноты

Страх темноты, или никтофобия, распространен, как правило, у детей дошкольного возраста и у школьников начальных классов. Однако и среди взрослых встречаются те, кто по-прежнему боится темноты. У таких людей часто бывают нарушения сна, они постоянно находятся в беспокойном состоянии. Чтобы преодолеть боязнь темноты, прежде всего, нужно разобраться в причинах ее появления. Для этого необязательно идти к психотерапевту, это вполне возможно сделать и в домашних условиях.
Инструкция
1
Для начала вспомните, когда вы впервые ощутили страх темноты, какие события этому сопутствовали. Скорее всего, боязнь зародилась ещё в детские годы. Сосредоточьтесь и переживите вновь всю гамму эмоций, стараясь скорректировать их. Представьте, что все заканчивается счастливо, например, к вам в комнату входит мама и включает свет. Работая над своими страхами, поселившимися в вашей голове в прошлом, вы перестанете бояться их в настоящем.
2
Человек, оказавшийся в темной комнате, может испытывать чувство одиночества. Оно опасно тем, что может вызвать своим появлением страх темноты. Чтобы избавиться от него, взрослому человеку требуется большее количество времени, нежели ребенку. Возьмите на свое вооружение несколько приемов: включите телевизор или поставьте на прослушивание аудиокнигу. Появится ощущение присутствия в комнате людей. Со временем чувство одиночества пройдет и бороться со страхом темноты будет проще.
3
Взрослые, испытывающие страх темноты, предпочитают спать с включенным светом, так как им бывает трудно справляться со своим воображением, которые способно рисовать в темноте самые жуткие образы и сцены. Чтобы не получать баснословные счета за электричество, попробуйте изучить комнату с выключенным светом: пройдите по всем углам, убедитесь, что нет ничего, что могло бы представлять для вас опасность. Можно последовать другим путем: постепенно уменьшайте объем света в комнате, оставляйте включенным, например, только настольную лампу или ночник.

Совет 2: Как перестать бояться темноты

Маленькие дети в большинстве своем боятся темноты, и это легко объяснимо с позиции приспособления к окружающей среде. Еще далекие предки боялись темноты из-за неизвестности и угрозы безопасности, исходящей от нее. Когда чувство страха проявляется и у взрослых, желательно решать эти проблемы, чтобы не запустить ситуацию.

О боязни темноты

В научной литературе боязнь темноты или ночи называется ахлуофобией, эклуофобией, никтофобией или скотофобией. От названия не зависят симптомы проявления этого страха.

Человека пугает не сама темнота, а то, что в ней может скрываться. И большую роль в этом играет человеческое воображение, которое может подпитываться кадрами фильмов ужасов, рассказами страшилок и разных городских легенд. По возможности особо впечатлительным людям лучше минимизировать влияние подобных пугающих вещей.

Любой человек может испугаться какого-то непонятного шума или скрипа в темноте – это вполне нормально. Ему важно узнать причину этих звуков и прекратить панику. Но если у человека даже днем появляются панические мысли о предстоящей ночи, возникают ночные кошмары или нарушения сна, учащается сердцебиение и затрудняется дыхание при наступлении темноты, проблему нужно решать, пока она не довела его до психического отклонения.

Помоги себе сам

Чтобы избавиться от страха темноты, нужна серьезная глубокая работа над собой. Однако стоит помнить о своей безопасности с рациональной точки зрения. Ходить по ночам по городским окраинам, преодолевая страх, все же не стоит. И здесь должны пугать уже не какие-то иррациональные вещи, а злостные хулиганы с битами, которые обычно собираются в «стаи». Уж они точно смогут добавить неприятных минут, хоть это никакие не привидения или барабашки.

Во-первых, очень важен позитивный настрой. Обрести его помогут специальные утверждения-аффирмации, которые можно произносить в свободное время: «В темноте я чувствую себя комфортно», «Темнота дарит мне ощущение безопасности» и т.д. Нужно не поддаваться панике при наступлении ночи, а произносить про себя эти волшебные слова.

Во-вторых, важно подойти к моменту засыпания в полной готовности: расслабленным, с «пустой» головой, освободившись от всех посторонних мыслей. Если человека что-то беспокоит, то процесс засыпания будет затруднен, а ночью без сна его не забудет посетить и страх темноты. Нужно заранее планировать предстоящий день, чтобы не думать об этом лежа, мешая организму расслабиться и уснуть.

В-третьих, если спать в темноте совсем неприемлемо для человека, можно приобрести светильник или ночник с приглушенным светом. С ярким светом спать не рекомендуют врачи, но небольшую поддержку в этом плане можно себе позволить. Также можно оставлять свет в соседней комнате или в коридоре, чтобы какой-то участок в квартире или доме был освещен.

Дополнительно можно «использовать» своих близких и родных. Хорошо, если рядом с человеком спит его вторая половина, которая не боится темноты, иначе оба себе напридумывают такого, чего не снилось даже Стивену Кингу. Как дети просят уложить их рядом с родителями, так и взрослые иногда могут для этих целей попросить поддержки у любящих людей. А уж домашним животным в такой ситуации можно позволить спать рядом на кровати или на коврике около нее. Мирное посапывание питомца рядом может быстро успокоить хозяина.

При пугающих звуках или видениях нужно постараться понять причину, вызывающую их. Когда есть логическое объяснение происходящему, можно не бояться. Так, скрипящие половицы, внезапно закрывшаяся дверь или мелькнувшее где-то пятно могут объясняться жизнедеятельностью соседей, действием ветра или тенью от дерева за окном. Придумывать монстров, призраков и другую нечисть – это уход от реальности. Подтверждений со стороны науки о подобных вещах нет, нужно просто рассуждать логически. Другое дело, что рассуждать логически в ситуации сильнейшей фобии или панических атак сложно, и с этой проблемой уже стоит обратиться к специалистам.

Работа специалистов

Специалисты (психологи, психотерапевты или гипнологи) помогут разобраться в глубинных причинах страха, а соответственно, устранив или проработав причину, избавить от него. Для этого есть несколько методов. Наиболее сложный, но эффективный для пациента метод носит название экспозиционной терапии. Он предполагает постоянное погружение человека в пугающую ситуацию, пока тот сам не поймет, что в ней нет ничего страшного.

Противоположный метод – систематическая десенсибилизация – не предполагает сразу использовать источник страха. Сначала специалист пытается разделить страх клиента на несколько уровней, а затем постепенно помещать его в ситуации, соответствующие разным уровням. Так, при боязни находиться в темной комнате в одиночестве, человека можно сначала оставить в комнате с кем-то, затем оставить его одного, но включить свет, после этого – выключить свет, но оставить источник света в соседней комнате. Продолжать это нужно до того, как клиент не окажется в изначально пугающей его ситуации. При этом человек описывает свои эмоции, возможность самоконтроля, а специалист варьирует условия, чтобы весь этот длинный путь клиент прошел без эмоционального напряжения. Подобный вариант избавления от фобии предполагает несколько сеансов.

Также специалисты в особо тяжелых случаях могут использовать трансовые техники, вводить человека в гипноз и менять его убеждения по отношению к пугающим условиям, выявлять причины и поводы из детских воспоминаний, вызывающие страх, и работать с ними.

Следует отметить, что комфортно чувствовать себя без света человек не будет никогда. К этому изначально не приспособлено человеческое зрение, а потому некий дискомфорт в темноте – это норма даже для взрослых людей. Важно только не раздувать из мухи слона и не воспринимать темноту как врага.
Видео по теме
Полезный совет
Избавиться от никтофобии помогут и комплексные меры: прогулки на свежем воздухе перед сном, соблюдение режима питания и сна. В целом это способно нормализовать нестабильное эмоциональное состояние. Специалисты рекомендуют так же употреблять минеральные вещества, витамины группы B, кальций, магний и калий, цинк и железо.
Источники:
  • как перестать бояться темноты
Поиск
Совет полезен?
Комментарии 1
Пожаловаться
написал(а)
Мой муж боится спать без света, вроде как смешно, но это проблема, потому что у нас целую ночь из-за его страха работает телевизор. Думаю, что надо бы в семейном докторе проконсультироваться, но муж не хочет принять проблему. Считает, что это привычка
Осталось символов: 500