Инструкция
1
Во-первых, проанализировать текст можно с какой-то одной точки зрения, например, найти в тексте риторические фигуры и объяснить, какую функцию они выполняют в тексте. Если вам задано такое "узкое" задание, то всё, что вам нужно, - это знание предмета и внимание. Никаких особых способностей не потребуется. Найдите необходимое, внимательно просматривая текст, а функции вы сможете определить, исходя из той информации, которая была вами пройдена на уроках или лекциях.
2
Но бывают и другие случаи, когда вам нужно составить полный анализ текста. Здесь тоже нужно обратить внимание на требования преподавателя, поскольку полный анализ - это целая диссертация. Можно разобрать текст с лингвистической точки зрения и с филологической. В первом случае ищите в тексте именно лингвистические средства выражения какого-либо значения. Например, глагольные формы в сочетании с временными наречиями создают в тексте особый эффект, связанный именно с категорией времени.
3
Никогда не забывайте о функции. Если вы нашли в тексте всё-всё, что может быть охарактеризовано словом "лингвистический", это ещё не значит, что анализ сделан. Вам осталось объяснить, какие промежуточные функции выполняет то или иное средство и к чему достижение этих мелких целей приводит в конце концов. Предположим, что в тексте героиня описывается как сказочный персонаж, и этому служит простой синтаксис и лексические средства; в конце концов эта особенность в сочетании с другими позволит вам сказать, что в тексте есть аллюзии к жанру сказки.
4
При выполнении анализа придерживайтесь строгого плана: средства, функции, вывод. Или наоборот: тезис и доказательства к нему. Можете сначала набросать отдельные ответы на какие-то пункты плана, заданные вам преподавателем, а потом обработать ваши мудрствования в виде связного текста. Сложно всё это учесть, если вам нужно уместиться в рамках одного сочинения. Поэтому нужно быть кратким. Здесь надо помнить: краткость - сестра таланта.