Совет 1: Как определить азимут компасом

Для правильной ориентации на местности и получения нужного направления движения с помощью компаса необходимо определить магнитный азимут. Магнитный азимут – расположенный горизонтально угол, измеренный по часовой стрелке от магнитного меридиана (направленного на северный магнитный полюс) до направления на объект. Величина магнитного азимута может быть от 0 до 360 градусов. Есть прямой и обратный магнитный азимут, используется соответственно для движения к выбранному объекту или от него в обратном направлении.
Как определить азимут компасом
Инструкция
1
Для получения магнитного азимута держите компас горизонтально в левой руке. Правой рукой снимите тормоз, удерживающий стрелку компаса. Вращая корпус компаса, добейтесь совпадения северного (отмечен синим цветом) конца стрелки с нулевой отметкой шкалы. Затем вращайте кольцо с визиром до совпадения линии взгляда с удаленным и хорошо видимым предметом, строением или деревом. Произведите отсчет азимута на этот предмет. Отсчет делайте от нулевого значения шкалы по часовой стрелке до цифры на шкале, расположенной напротив указателя визира.
2
Правильное совмещение линии визира с линией направления на выбранный объект делайте, несколько раз переводя взгляд с линии визира на объект и обратно. Не поднимайте компас к глазам, так легко ухудшить точность определения азимута. Применяйте специальные компасы, например системы Андрианова, для получения большей точности магнитного азимута.
3
Если нужно двигаться от выбранного объекта в обратном направлении, определите обратный магнитный азимут. Для этого прибавьте 180 градусов к прямому азимуту, если его цифровое значение меньше 180 градусов или отнимите 180 градусов, если его цифровое значение больше 180 градусов.
4
Для правильного определения направления по ранее полученному магнитному азимуту, вращая кольцо визира, совместите его указатель с цифрой на шкале, равной определенному ранее значению магнитного азимута. Затем снимите тормоз стрелки компаса и вращая корпус компаса, добейтесь совпадения северного края стрелки с нулевой отметкой шкалы. Линия визира будет определять нужное направление. Для дальнейшего движения отметьте по линии визира хорошо заметный отдельно стоящий ориентир.

Совет 2: Как узнать азимут

Каждому хоть раз в своей жизни приходилось гулять в лесу и задумываться о том, что делать, если заблудишься. Ориентироваться на местности можно по-разному, способов много, самые распространенные - компас и хорошо просматриваемые предметы окружающей местности.
Как узнать азимут
Инструкция
1
Азимут - это угол, который образуется между направлением на какой-либо хорошо просматриваемый предмет местности и направлением на север. Азимуты вычисляются по ходу часовой стрелки и величина их - от 0 до 360 градусов. Чтобы определить магнитный азимут объекта, возьмите компас и встаньте лицом к обозначенному объекту.
2
Положите компас на горизонтальную ровную поверхность лицевой стороной вверх и поворачивайте то влево, то вправо, пока стрелка компаса синим намагниченным концом не установится напротив буквы С. Это и есть направление на север.
3
Теперь на стеклянную крышку компаса положите спичку таким образом, чтобы один конец ее прошел через центр компаса, а другой был бы направлен на выбранный предмет местности. Посмотрите сквозь стекло на дно компаса и прочтите цифру, которая находится под внешним концом спички. Эта цифра показывает величину азимута.
4
Азимут можно определять еще и на карте. Для этого положите на боковой край карты компас, поверните карту так, чтобы ее боковой обрез совпал с направлением магнитной стрелки компаса на север. Верхний обрез карты должен находиться над буквой С. Затем найдите на карте точку, с которой начнется движение, соедините ее прямой линией с предметом, к которому необходимо прийти. После передвиньте компас таким образом, чтобы его центр оказался на исходной точке. Черта на карте расположится напротив определенной цифры на компасе, которая и покажет значение азимута.
5
Азимут, рассчитанный с точки стояния на предмет местности, называется прямым магнитным азимутом. Чтобы найти обратную дорогу, нередко пользуются понятием обратного азимута, который на 180 градусов отличается от прямого. Чтобы определить обратный азимут, необходимо к прямому азимуту прибавить 180 градусов, если он меньше 180 градусов; или вычесть, если он больше 180 градусов.
Полезный совет
Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз - снижается точность измерения.
Источники:
  • Азимуты и движение по азимутам
ПОИСК
Рекомендуем посмотреть
Ролик можно будет закрыть через 20 секунд
Совет полезен?
Осталось символов: 500