Совет 1: Как провести семинар в школе

В школах одной из обязанностей администрации и педагогов является проведение семинаров. Семинары могут быть организованы учителем для учащихся, учителем для родителей, администрацией конкретной школы или отдела образования для учителей. Также подготовкой и проведением семинаров занимается школьная психологическая служба.
Вам понадобится
  • Методическая литература по вопросам семинара, буклеты для участников, необходимые в ходе семинара подручные средства
Инструкция
1
Рассмотрим данную задачу на примере плана-конспекта семинара-практикума для родителей будущих первоклассников.
2
Цель любого семинара – представить под разными углами прикладные аспекты той или иной проблемной ситуации и в ходе дискуссий и упражнений попытаться подвести под проблемой черту. Целью предложенного в качестве примера семинара является расширение представлений родителей старших дошкольников о психологической и физиологической готовности их детей к школьному обучению.
3
Для достижения поставленной цели организаторам (педагогам, педагогу-психологу) необходимо на протяжении семинара:- Рассказать об основных критериях готовности ребенка к школе и, если необходимо, проконсультировать родителей по возникшим у них вопросам.- Включить родителей в активное обсуждение и взаимодействие путем применения различных методических средств (видео, статьи из газет, примеры из жизни знакомых и так далее).- Представить и показать элементы развивающих программ по подготовке к школе, можно даже обыграть со взрослыми конкретные упражнения. Использование дома родителями полученных знаний и навыков поможет не только в подготовке ребенка к первому классу, но и снизит его тревожность в ходе адаптации уже во время обучения. - Решить организационные вопросы, связанные с оформлением ребенка в школу и подготовкой для этого необходимых документов и канцелярских принадлежностей.- Способствовать раскрытию потенциала всех участников группы.- Использовать разные виды групповой работы.
4
Длительность такого семинара составит 45-90 минут, что, конечно же, определяется заранее. Однако могут быть семинары, которые растягиваются на несколько дней и представляют собой связанные между собой краткосрочные деловые встречи. В этом случае рекомендуем вам подготовить для участников семинара программы с описанием основных вопросов и указанием времени их обсуждения.
5
Предложите в конце семинара всем участникам анкеты для обеспечения обратной связи и рефлексии. Вопросы могут быть следующего рода: - Что, на ваш взгляд, было наиболее интересным?
- Что оказалось наиболее сложным в ходе проведения семинара?
- Ваши замечания и предложения?Ответы на эти вопросы помогут вам в дальнейшем при организации аналогичных встреч.
6
Для наглядности можете подготовить тематические стенды.

Совет 2: Как провести семинар для учителей

В современном образовании меняются стандарты, программы обучения, да и сами дети от года к году становятся другими. Поэтому даже для опытных учителей полезно бывает посещать семинары с целью получения новых знаний, тренировки навыка работы с различными категориями детей.
Вам понадобится
  • - лекционный материал по теме учителя;
  • - DVD-диск с фрагментами фильма по теме.
Инструкция
1
Перед проведением семинара необходимо познакомиться с учителями лично или с помощью организатора группы. Это дает возможность более адресно давать знания по теме. Знакомство с аудиторией может произойти и в самом начале семинара. При этом, знакомство должно быть двухсторонним. Необходимо представиться и сообщить слушателям область своего интереса, в которой вы можете давать углубленные знания. Это настраивает аудиторию на подготовку вопросов и доверительный разговор.
2
Для актуализации темы демонстрируется фрагмент документального или художественного фильма, где не даны однозначные ответы на вопросы, которые интересны и слушателям семинара. Например, специалист с экрана высказывает свое мнение или вступает в дискуссию со своим оппонентом. Далее к этой дискуссии могут присоединиться и присутствующие на семинаре учителя. Дискуссия может быть не закончена и, для того чтобы прийти к правильному выводу, ведущий семинара может начать излагать теоретическую часть своего лекционного материала, т.е. предоставить знания, которые на этом этапе становятся актуальными для всех.
3
На основе полученной информации делается вывод. Коллектив учителей находит согласованную позицию по проблемному вопросу с опорой на новое знание. Закрепление этого знания проводится в форме деловой игры, где учителями предлагаются для решения реальные проблемы. Особенно, если эти ситуации ранее не исследовались в коллективе или по ним так и не было принято конкретного решения.
4
Для проведения деловой игры «Психолого-педагогическая консультация», все члены группы должны найти себе место за определенным столом, на котором уже стоит табличка с той ролью, которую педагоги будут исполнять: врачи, опытные родители, психологи, администрация школы, учителя начальных классов. По правилам игры, участники могут отвечать на поставленный вопрос только с позиции своей роли, вне зависимости, кем они реально работают в образовательном учреждении. Учитель, имеющий конкретную проблему, обращается к этим специалистам за помощью. Все советы и рекомендации он далее анализирует и выбирает то, что считает наиболее приемлемым. Вопросов может быть несколько, поэтому участники после каждой разрешенной ситуации меняются местами (или ведущий меняет карточки на столах). Таким образом, каждый учитель может побывать в 3-4-х ролях, что дает ему возможность актуализировать свой разнообразный жизненный опыт, научиться смотреть на ситуацию с разных ролевых позиций, принимать взвешенное решение на основе многих знаний.
5
Закончить семинар можно проведением беседы учителей с ведущим семинара по сути оставшихся неясными вопросов, а также планируя дальнейшие актуальные семинары для данного коллектива.
Видео по теме
Обратите внимание
Желательно знать участников по именам или уточнять эти сведения в процессе личностных высказываний учителей в процессе обучения. Это создает обстановку доверия, личностной значимости каждого.
Совет полезен?
До начала семинара целесообразно попросить администрацию учебного заведения провести анкетирование учителей по выявлению запросов по теме семинара.

Совет 3: Как провести семинар

С недавних пор слово «семинар» стало общеупотребительным и узнаваемым не только среди школьников и студентов, но и для бизнесменов и директоров компаний. С помощью семинара происходит обучение сотрудников компании новым знаниям и навыкам. Поэтому в условиях постиндустриального общества, когда владение информацией является основным фактором успеха в бизнесе, семинары имеют огромное значение.

Для того чтобы правильно провести семинар, необходимо придерживаться определенных правил и требований. Для начала необходимо проанализировать аудиторию, для которой проводится семинар. Ведь методика и содержание семинаров для простых работников и менеджеров будут существенно отличаться. Также не стоит проводить общие семинары для управленцев разного уровня. Отдельно для менеджеров среднего звена, отдельно для более высоких по рагу руководителей. При назначении человека, ответственного за семинар, убедитесь, что он соответствует всем требованиям и сможет обеспечить помещение необходимым техническим оборудованием, провести регистрацию участников, организовать подготовку и раздачу необходимых материалов, успешно реагировать на непредвиденные изменения в ходе работы.

При подготовке помещения нужно предусмотреть указатели, таблички с именами и фамилиями, для того чтобы не возникала путаница и хаос. Вначале, как правило, выступает с вводной речью руководитель компании, либо его заместитель. Основное правило любого семинара – четко придерживаться регламента. Для выступления докладчиков выделяют не более 20-25 минут. Лучше всего ограничиться 10-15 минутами. Лучше больше времени оставить на вопросы и ответы, так как это поможет лучше усвоить заданный материал. Приветствуется использование презентаций, пособий, видеозаписей и т.д. В конце семинара желательно устроить проверку полученных знаний, чтобы увидеть эффективность проведенного мероприятия.

Если мероприятие затягивается, то следует предусмотреть перерыв на кофе. Для этого нужно обеспечить персонал, который будет разливать напитки и разложит печенье или бутерброды на тарелки. Если нужно провести семинар в течение нескольких дней, то логично закончить его фуршетом, организацией концерта или представления. При наличии существенной части иногородних участников, приветствуется организация экскурсии по городу, или, в крайнем случае, по предприятию. Также следует позаботиться о транспорте для участников, как иногородних, так и местных.

Источники:
  • проведет семинар

Совет 4: Как подготовить семинар

Семинар - одна из форм проведения занятий, отличающаяся тем, что студенты сами готовят материалы по заранее заданным вопросам. Иногда семинар может состоять из сугубо практических заданий, иногда студенты готовят развёрнутые монологи в качестве ответов на вопрос. В любом случае, преподавателю сначала надо эти вопросы подготовить, а студентам - найти на них ответы.
Инструкция
1
Если вы преподаватель, и вам нужно подготовить семинар, которым потом займутся стремящиеся к знаниям студенты, то попытайтесь при составлении вопросов коснуться тех моментов, которые не вошли в лекционный курс. Когда преподаватель начинает повторяться и спрашивать студентов по тем вопросам, которые уже были затронуты в лекциях, студенты скучают, и у них складывается впечатление, что они зря приходят на занятия.
2
Главное при составлении семинара - учитывать, что интересно студентам. Семинары проходят на ура, если высказывается несколько точек зрения, конфликтующие стороны пытаются доказать свою правоту, а в конце занятия приходят к такому выводу. Если человек заинтересован, он будет активнее, а так как своё мнение нужно аргументировать, то знания будут укладываться в голове сами собой, без нудного зазубривания.
3
Если вы студент, и вам задали подготовиться к семинару, то попытайтесь найти ответы на все поставленные вопросы. Семинар - это такая форма проведения занятия, что вы можете в любой момент поднять руку и дополнить ответ выступающего, тем самым заработав себе дополнительные баллы. Даже если вы сами не будете давать полного ответа, эти маленькие ответы наберут вам, может быть, больше баллов, чем тем, кто начинал отвечать на тот или иной вопрос.
4
Если же вам не особо хочется готовить все вопросы, то можно распределить их между студентами одной группы. Выберите самых ответственных из них, не забыв и себя включить в список. Раздайте вопросы. Предупредите одногруппников, что если один подведёт, то вся группа будет страдать, потому что преподаватель, не дождавшись поднятой руки, начнёт спрашивать по списку.
5
Подавайте свои идеи, если преподаватель спросит, какую тему вы бы хотели обсудить на семинаре. Не тушуйтесь, потому что в таком случае вам очень и очень повезло: такой преподаватель - редкость. Большинство видит перед собой строгую учебную программу, от которой не особо хочется отступать. Если вам предоставляется выбор, обязательно выскажитесь: так вам будет интереснее готовиться, кроме того, есть шанс выбрать ту тему, которую вы уже знаете.
Видео по теме

Совет 5: Как провести методический семинар

Семинары, как инструмент обучения и обмена опытом, востребованы в наше время в любой сфере деятельности и активно используются. Они позволяют повысить квалификацию, участвовать в обсуждении и решении проблем, презентовать свои способы разрешения и выполнения задач, т.е. облик семинаров может быть различен. Методический семинар подразумевает передачу разработанных методических приемов, готовых алгоритмов и путей решения той или иной задачи.
Инструкция
1
Подготовительный этап.Четко сформулируйте тему методического семинара и преследуемую цель: например, знакомство с предлагаемыми методиками, изучение алгоритма перехода на их использование, развитие методических навыков и умений применять знания на практике. Исходя из поставленных целей, пропишите шаги, которые необходимо предпринять, чтобы их достигнуть.
2
Соберите необходимый материал, текстовый, наглядный, оформите его необходимым образом, доступным для восприятия. Разбейте на блоки, подтемы, подготовьте презентации, раздаточный и стимульный материал.
3
Продумайте, какие задания для закрепления формируемых навыков вы будете использовать. Используйте активные формы обучения, предполагающие не просто слушание участников семинара, но и живое участие. Это может быть постановка проблемных вопросов, кейс-методы, мозговой штурм, заполнение таблиц, анкет, коллективный анализ, игра и т.д.
4
Четко пропишите ход семинара, т.е. какой материал и в какой последовательности вы будете предлагать. Следите, чтобы чередовалась активность и пассивность присутствующих на семинаре.
5
Пропишите, какие результаты должны быть получены по окончанию семинара, по каким критериям вы и участники семинара поймете, что цель достигнута. Используйте все возможности: анкетирование, опрос, отзывы, сбор предложенных решений, выводов, результатов коллективного творчества.
6
Организационный этап. Найдите помещение для проведения семинара – это может быть помещение вашей организации, сторонней или заинтересованной организации. Договоритесь об условиях его использования.
7
Запланируйте семинар так, чтобы вы могли заблаговременно оповестить заинтересованных в нем участников. Используйте доступные вам методы оповещения участников семинара, заранее оговаривайте условия участия в нем, сроки и условия проведения методического семинара.
8
Проверьте, сколько времени занимает семинар, если нужно, включите в него перерывы. Четко обозначьте время выступления приглашенных специалистов, если вы их приглашаете, а также, кратко ознакомьте их с ходом проведения семинара.
9
Подготовьте помещение так, чтобы все, что вам нужно, было «под рукой», в зоне досягаемости. Продумайте расположение участников семинара. Проверьте работу всех мультимедийных средств, необходимых для работы. Глубоко вдохните, приосаньтесь и с доброжелательной улыбкой встречайте приглашенных!
Видео по теме
Источники:
  • темы методических семинаров

Совет 6: Как подготовить и провести семинар

Перед вами встала задача проведения семинара? Не пугайтесь! Это отличное поле для проявления своих талантов. Семинар может быть и образовательным, и просветительским, и проблемным мероприятием, в зависимости от поставленных целей. Но в любом случае это – открытая форма взаимодействия и обмена опытом между участниками. Отталкиваясь от этого, вы можете применять любые методы и формы обучения, активизации мыслительных процессов и сплочения участников.
Вам понадобится
  • помещение,
  • приглашения,
  • канцелярские товары,
  • компьютер, интерактивная доска или флип-чарт,
  • раздаточные и информационные материалы
Инструкция
1
Уточните или определите тематику семинара, сформулируйте точное название, преследуемые цели и задачи, которые необходимо будет решить на семинаре. Запишите все это на листе бумаги. Уточните, кто будет являться участником семинара – какова будет целевая аудитория по роду занятий и уровню компетенций. Опираясь на это, вы можете выстраивать материал, определять вид подачи, будет ли он достаточно подробным, или ознакомительным.
2
Продумайте время, необходимое для проведения семинара. Тут уже влияют не только важность и сложность поставленных целей, но и ваши собственные ресурсы. Занимаемое время может быть от часа до двух дней. Соответственно, запланируйте перерывы и кофе-паузы, адекватные длительности семинара.
3
Составьте план семинара – какие вопросы и в какой последовательности будут затрагиваться. Самое важное – это, все-таки, содержание, уделите ему особое внимание. Подумайте, какую пользу получат все участники. Какие приемы будут использоваться – презентации ли, круглые столы, работа в группах, или иные, выбирайте исходя из поставленных целей. Учитывайте при составлении и компоновании содержания семинара правила подачи информации, волны работоспособности слушателей. Чередуйте видео- и аудиоматериалы, сопровождайте речь иллюстрациями. Продумайте подробно ход и логическое завершение семинара.
4
Приступайте к организационным вопросам. Подготовьте место проведения семинара. Заранее найдите помещение и договоритесь об условиях его использования. Ознакомьтесь с ним подробно, чтобы не тратить время на решение непредвиденных неприятностей во время семинара.
5
Заранее оповестите участников семинара о времени, месте проведения и условиях его проведения. Разошлите приглашения или поместите объявления в специальных изданиях, СМИ.
6
Подготовьте раздаточный материал: памятки, брошюры, анкеты, опросные листы. Предусмотрите расходные материалы: бумагу, ручки, карандаши, иные канцтовары. Для кофе-пауз подготовьте одноразовую посуду, чайник и, может быть, что-то еще, что позволяет ваш бюджет.
7
Во время проведения семинара будьте собраны, встречайте приглашенных доброжелательно, без суеты. Не позволяйте себе опаздывать или задерживать начало семинара. Поприветствовав, сообщите участникам о целях мероприятия, сориентируйте о запланированных перерывах. Во время проведения семинара вы можете опираться на ваш план, чтобы ничего не упустить. Держите раздаточный материал в порядке и в зоне досягаемости.
Видео по теме
Совет полезен?
Соблюдайте деловой стиль в одежде.
Ведите себя уверенно, говорите громко и четко.
Обратите внимание
Помните, что реализуемые в ходе семинара задачи должны соответствовать его целям.
Полезный совет
Если позволяют возможности, организуйте кофе-паузы для участников семинара.
Источники:
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500