Совет 1: Как провести семинар в школе

В школах одной из обязанностей администрации и педагогов является проведение семинаров. Семинары могут быть организованы учителем для учащихся, учителем для родителей, администрацией конкретной школы или отдела образования для учителей. Также подготовкой и проведением семинаров занимается школьная психологическая служба.
Вам понадобится
  • Методическая литература по вопросам семинара, буклеты для участников, необходимые в ходе семинара подручные средства
Инструкция
1
Рассмотрим данную задачу на примере плана-конспекта семинара-практикума для родителей будущих первоклассников.
2
Цель любого семинара – представить под разными углами прикладные аспекты той или иной проблемной ситуации и в ходе дискуссий и упражнений попытаться подвести под проблемой черту. Целью предложенного в качестве примера семинара является расширение представлений родителей старших дошкольников о психологической и физиологической готовности их детей к школьному обучению.
3
Для достижения поставленной цели организаторам (педагогам, педагогу-психологу) необходимо на протяжении семинара:- Рассказать об основных критериях готовности ребенка к школе и, если необходимо, проконсультировать родителей по возникшим у них вопросам.- Включить родителей в активное обсуждение и взаимодействие путем применения различных методических средств (видео, статьи из газет, примеры из жизни знакомых и так далее).- Представить и показать элементы развивающих программ по подготовке к школе, можно даже обыграть со взрослыми конкретные упражнения. Использование дома родителями полученных знаний и навыков поможет не только в подготовке ребенка к первому классу, но и снизит его тревожность в ходе адаптации уже во время обучения. - Решить организационные вопросы, связанные с оформлением ребенка в школу и подготовкой для этого необходимых документов и канцелярских принадлежностей.- Способствовать раскрытию потенциала всех участников группы.- Использовать разные виды групповой работы.
4
Длительность такого семинара составит 45-90 минут, что, конечно же, определяется заранее. Однако могут быть семинары, которые растягиваются на несколько дней и представляют собой связанные между собой краткосрочные деловые встречи. В этом случае рекомендуем вам подготовить для участников семинара программы с описанием основных вопросов и указанием времени их обсуждения.
5
Предложите в конце семинара всем участникам анкеты для обеспечения обратной связи и рефлексии. Вопросы могут быть следующего рода: - Что, на ваш взгляд, было наиболее интересным?
- Что оказалось наиболее сложным в ходе проведения семинара?
- Ваши замечания и предложения?Ответы на эти вопросы помогут вам в дальнейшем при организации аналогичных встреч.
6
Для наглядности можете подготовить тематические стенды.

Совет 2: Как провести семинар для учителей

В современном образовании меняются стандарты, программы обучения, да и сами дети от года к году становятся другими. Поэтому даже для опытных учителей полезно бывает посещать семинары с целью получения новых знаний, тренировки навыка работы с различными категориями детей.
Вам понадобится
  • - лекционный материал по теме учителя;
  • - DVD-диск с фрагментами фильма по теме.
Инструкция
1
Перед проведением семинара необходимо познакомиться с учителями лично или с помощью организатора группы. Это дает возможность более адресно давать знания по теме. Знакомство с аудиторией может произойти и в самом начале семинара. При этом, знакомство должно быть двухсторонним. Необходимо представиться и сообщить слушателям область своего интереса, в которой вы можете давать углубленные знания. Это настраивает аудиторию на подготовку вопросов и доверительный разговор.
2
Для актуализации темы демонстрируется фрагмент документального или художественного фильма, где не даны однозначные ответы на вопросы, которые интересны и слушателям семинара. Например, специалист с экрана высказывает свое мнение или вступает в дискуссию со своим оппонентом. Далее к этой дискуссии могут присоединиться и присутствующие на семинаре учителя. Дискуссия может быть не закончена и, для того чтобы прийти к правильному выводу, ведущий семинара может начать излагать теоретическую часть своего лекционного материала, т.е. предоставить знания, которые на этом этапе становятся актуальными для всех.
3
На основе полученной информации делается вывод. Коллектив учителей находит согласованную позицию по проблемному вопросу с опорой на новое знание. Закрепление этого знания проводится в форме деловой игры, где учителями предлагаются для решения реальные проблемы. Особенно, если эти ситуации ранее не исследовались в коллективе или по ним так и не было принято конкретного решения.
4
Для проведения деловой игры «Психолого-педагогическая консультация», все члены группы должны найти себе место за определенным столом, на котором уже стоит табличка с той ролью, которую педагоги будут исполнять: врачи, опытные родители, психологи, администрация школы, учителя начальных классов. По правилам игры, участники могут отвечать на поставленный вопрос только с позиции своей роли, вне зависимости, кем они реально работают в образовательном учреждении. Учитель, имеющий конкретную проблему, обращается к этим специалистам за помощью. Все советы и рекомендации он далее анализирует и выбирает то, что считает наиболее приемлемым. Вопросов может быть несколько, поэтому участники после каждой разрешенной ситуации меняются местами (или ведущий меняет карточки на столах). Таким образом, каждый учитель может побывать в 3-4-х ролях, что дает ему возможность актуализировать свой разнообразный жизненный опыт, научиться смотреть на ситуацию с разных ролевых позиций, принимать взвешенное решение на основе многих знаний.
5
Закончить семинар можно проведением беседы учителей с ведущим семинара по сути оставшихся неясными вопросов, а также планируя дальнейшие актуальные семинары для данного коллектива.
Видео по теме
Обратите внимание
Желательно знать участников по именам или уточнять эти сведения в процессе личностных высказываний учителей в процессе обучения. Это создает обстановку доверия, личностной значимости каждого.
Совет полезен?
До начала семинара целесообразно попросить администрацию учебного заведения провести анкетирование учителей по выявлению запросов по теме семинара.
Обратите внимание
Помните, что реализуемые в ходе семинара задачи должны соответствовать его целям.
Полезный совет
Если позволяют возможности, организуйте кофе-паузы для участников семинара.
Источники:
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500