Инструкция
1
На первом этапе занятий нужно тренироваться с малышом, отрабатывая общие упражнения, лучше всего – перед зеркалом. Делайте все в игровой форме, ни в коем случае не принуждая ребенка, а заинтересовывая и увлекая его. Например, расскажите про непослушный язык, не желающий говорить правильно, и про то, что его надо, высунув вперед, как бы отшлепать губами, при этом 5-10 раз произнеся «пя-пя».
2
Потом предложите ребенку представить, что любопытный язык высунулся наружу. При этом он должен открыть рот, высунуть язык и положить его кончик на верхнюю губу. Но вот язык словно бы испугался и спрятался за верхние зубы. Малыш должен его кончиком обязательно коснуться расположенных за зубами бугорков (альвеол).
3
Далее наступает черед превратить язык в маляра. Он красит небо, словно потолок. Малыш улыбается, приоткрывает рот, гладит небо кончиком языка, как маляр кистью. При этом нижняя челюсть должна быть неподвижна. Если ребенку сложно поднять язык, можно положить под него конфетку. На курс этих общих занятий надо отвести неделю.
4
Во вторую неделю начинайте ставить звука «ш». Для этого пробуйте с малышом произносить этот непокорный «ш» правильно: вытянув вперед губы, сжав зубы, подняв язык к небу, но не касаясь им последнего. Попросите ребенка изобразить, как шипит змея: «Ш-ш-ш». При этом он может зажимать одну щеку большим пальцем, а другую – средним. Когда звук начнет получаться правильно, можно перейти к следующему этапу. Но недельку, как минимум, позаниматься все же нужно, закрепляя навык.
5
Третья неделя – время отработки слогов. Начинайте учить произносить Ша, Шо, Шу, Ши, а также Аш, Ош, Уш, Иш. У разных деток лучше получаются разные сочетания, здесь нет определенного порядка.
6
В течение четвертой недели малыш учится правильно говорить слова. Начинайте с простых - «шапка». «шина», «шуба», «шакал», «шепот», шея», тренируйтесь 2-3 дня. Потом переходите к сложным - «башня», «башлык». «кошка», «шкаф», «шкатулка». Школа». На это также в среднем уйдет 2-3 дня.
7
Пятая неделя предполагает обучение произношению предложений. Попробуйте повторять, например, «У Маши новая шуба», «У кошки ушки на макушке и «Шапка да шубка - вот наш Мишутка». Вы заметите, что ребенок перестал шепелявить!