Совет 1: Как решать генетические задачи по биологии

В школьном курсе биологии, в старших классах вы наверняка познакомились, или же еще познакомитесь с генетическими задачами. Генетика - весьма интересная наука. Она изучает закономерности изменчивости и наследственности. Представители любого из биологических видов воспроизводят подобных себе. Однако нет идентичных особей, все потомки в большей или меньшей степени отличаются от своих родителей. Генетика, как наука, дает возможность прогнозировать и анализировать передачу наследственных признаков.
Как решать генетические задачи по биологии
Инструкция
1
Для решения генетических задач используют определенные типы исследования. Метод гибридологического анализа был разработан Г. Менделем. Он позволяет выявить закономерности наследования отдельных признаков при половом размножении организмов. Сущность данного метода проста: при анализе определенных альтернативных признаков прослеживается передача их в потомстве. Также проводиться точный учет проявления каждого альтернативного признака и характер каждой отдельной особи потомства.
2
Основные закономерности наследования также были разработаны Менделем. Ученый вывел три закона. В последствии их так и назвали - законы Менделя. Первый - это закон единообразия гибридов первого поколения. Возьмите две гетерозиготные особи. При скрещивании они дадут два вида гамет. Потомство у таких родителей появиться в соотношении 1:2:1.
Р - родители;G - гаметы; F1 - потомство.
3
Второй закон Менделя - это закон расщепления. в основе его утверждение, что доминантный ген не всегда подавляет рецессивный. В этом случае не все особи среди первого поколения воспроизводят признаки родителей - появляется так называемый промежуточный характер наследования. Например, при скрещивании гомозиготных растений с красными цветками (АА) и белыми цветками (аа) получается потомство с розовыми. Неполное доминирование довольно распространенное явление. Оно встречается и в некоторых биохимических признаках человека.
4
Третий закон и последний - закон независимого комбинирования признаков. Для проявления этого закона необходимо соблюдение нескольких условий: не должно быть летальных генов, доминирование должно быть полным, гены должны находиться в разных хромосомах.
5
Особняком стоят задачи по генетике пола. Различают два вида половых хромосом: Х-хромосома (женская) и Y-хромосома (мужская). Пол, имеющий две одинаковые половые хромосомы, называют гомогаметным. Пол, определяемый различными хромосомами, называется гетерогаметным. Пол будущей особи определяется в момент оплодотворения. В половых хромосомах, помимо генов, несущих информацию о поле, содержатся и другие, не имеющие никакого отношения к этому. Например, ген, отвечающий за свертываемость крови, несет женская Х-хромосома. Сцепленные с полом признаки передаются от матери к сыновьям и дочерям, от отца же - только к дочерям.

Совет 2: Как решать задачи по биологии

Все задачи по биологии делятся на задачи по молекулярной биологии и задачи по генетике. В молекулярной биологии есть несколько тем, в которых есть задачи: белки, нуклеиновые кислоты, код ДНК и энергетический обмен.
Как решать задачи по биологии
Инструкция
1
Решайте задачи по теме «Белки» с помощью следующей формулы: m(min) = a/b*100%, где m(min) - минимальная молекулярная масса белка, a – атомная или молекулярная масса компонента, b – процентное содержание компонента. Средняя молекулярная масса одного кислотного остатка равна 120.
2
Вычисляйте необходимые величины по теме «Нуклеиновые кислоты», придерживаясь правил Чаргаффа:1.Количество аденина равно количеству тимина, а гуанина – цитозину;
2.Количество пуриновых оснований равно количеству пиримидиновых оснований, т.е. А+Г = Т+Ц.В цепи молекулы ДНК расстояние между нуклеотидами равно 0,34 нм. Относительная молекулярного масса одного нуклеотида равна 345.
3
Задачи на тему «Код ДНК» решайте с помощью специальной таблицы генетических кодов. Благодаря ей вы узнаете, какую кислоту кодирует тот или иной генетический код.
4
Вычисляйте нужный вам ответ для задач на тему «Энергетический обмен» по уравнению реакции. Одним из часто встречающихся является: С6Н12О6 + 6О2 → 6СО2 + 6Н2О.
5
Находите решение задач на генетику по специальному алгоритму. Во-первых, определите какие гены являются доминантными(А, В), а какие рецессивными(a,b). Доминантным называется ген, признак которого проявляется как в гомозиготном (АА, аа), так и в гетерозиготном состоянии(Аа, Bb). Рецессивным называется ген, признак которого проявляется только при встрече одинаковых генов, т.е. в гомозиготном состоянии. Например, растения гороха с желтыми семенами скрестили с растениями гороха с зелеными семенами. Полученные растения гороха все имели желтые семена. Очевидно, что желтый цвет семян является доминирующим признаком. Записывайте решение этой задачи так: А – ген, отвечающий за желтый цвет семян, а – ген, отвечающий за зеленый цвет семян.Р: АА x aa
G: A, a
F1: AaСуществуют задачи такого типа с несколькими признаками, тогда один признак обозначайте A или a, а второй B или b.
Обратите внимание
Задачи являются составной частью всего курса биологии и очень важно уметь их решать.
Источники:
  • "Биология", В.Н. Ярыгин, 2004.
  • решение части с по биологии
Видео по теме
Источники:
  • решение задач по биологии генетика
ПОИСК
Совет полезен?
Осталось символов: 500