Совет 1: Как отличить отглагольное прилагательное от причастия

В лингвистической литературе наблюдается разный подход к причастию. Его рассматривают либо как форму глагола, либо как самостоятельную часть речи или включают в состав прилагательного. Но по традиции причастие называют особой формой глагола. Отглагольное прилагательное по формальным признакам похоже на причастие. Но их нужно разграничивать, т.к. это влияет на правописание и правильность морфологического разбора.
Инструкция
1
Запомните определение «Причастие – это особая форма глагола, которая не спрягается и обозначает признак по действию (процессуальный признак)». Поэтому причастие можно заменить оборотом с глаголом, от которого оно образовано. Например, построенный дом – дом, который построен.
2
Разграничивай отглагольное прилагательное и действительное причастие настоящего времени:
- есть зависимое слово. Например: блестящие (от чего?) от радости глаза – причастие;
- прилагательное можно заменить другим прилагательным. Например: блестящие (причастие) от радости глаза – блестящие (прилагательное) выступления (блестящие выступления – великолепные, эффектные, удачные, отличные);
- термины всегда являются прилагательными (пишущая машинка);
- частица НЕ снижает глагольность, поэтому слово употребляется уже в роли прилагательного (неподходящие условия – прилагательное).
3
Отличай прилагательное и действительное причастие прошедшего времени:
- причастия на –ШИЙ часто переходят в прилагательные (истекший год – прилагательное);
- причастия, которые образованы от основ непереходных глаголов совершенного вида, приобретают качественное значение и становятся отглагольными прилагательными. Например: потухшие (от потухнуть – непереходный глагол совершенного вида, прилагательное) глаза, но потухший (причастие) костер.
4
Разграничивай отглагольное прилагательное и страдательное причастие настоящего времени (на –МЫЙ):
- слово является прилагательным, если образовано от глагола совершенного вида и от непереходных глаголов несовершенного вида;
- слово является причастием, если образовано от переходного глагола несовершенного вида;
- если есть зависимое слово в творительном падеже (субъект), то главное будет причастием. Например: нелюбимые (прилагательное) игрушки, не любимые (причастие) ребенком (субъект) игрушки.
5
Отличай прилагательное и страдательное причастие прошедшего времени:
- если слово можно заменить глаголом, не изменив сути словосочетания, и подставить зависимое слово в творительном падеже, то это причастие (изысканные резервы - изыскать резервы, изысканные (кем?) начальником резервы);
- если можно заменить другим прилагательным, применить степени сравнения или образовать от слово наречие на –О, то это прилагательное (изысканные манеры – благородные манеры, крайне изысканные манеры, изысканно);
- отличайте прилагательное в переносном значении (открытая (страдательное причастие прошедшего времени с суффиксом -Т-) дверь – открытое (прилагательное) лицо).
6
Пиши с -Н- и -НН-:
-Н- в прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без зависимого слова (вязаная шапочка);
-НН- в причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида, с зависимым словом (вязанная крючком шапочка);
-НН- в причастиях, образованных от глаголов совершенного вида (связанный (связать) жакет);
-НН- в отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида на -ОВА-, -ЕВА- (маринованные (мариновать) огурцы).

Совет 2: Как отличить причастие

Для того, чтобы найти причастие среди других частей речи, необходимо знать, что отличает его от них. Во-первых, это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Во-вторых, оно имеет признаки глагола и прилагательного.
Вам понадобится
  • 1. Слова
  • 2. Причастия
Инструкция
1
Узнайте, на какой вопрос отвечает данное слово. Если на вопросы «какой», «что делающий», «что сделавший», это, скорее всего, причастие.
2
Чтобы не запутаться, нужно помнить, что причастия в отличие от прилагательных обладают признаками вида, времени, а также к ним применимы свойства модальности и переходности. Помните также, что причастия образуются от глаголов, а прилагательные чаще всего образуются от существительных.
3
Посмотрите, какой суффикс имеет данное слово. Если это действительные причастия настоящего времени, то вам встретятся суффиксы –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ. Например, выпускающий. Если это страдательные причастия настоящего времени, то это суффиксы -ем-, -им-. Например, выпускаемый.
4
Правильно определяйте действительные причастия прошедшего времени. Для них характерны суффиксы –вш-, -ш-. Например, читавший, принесший. Для страдательных причастий прошедшего времени характеры суффиксы –нн-, -т-, -енн-. Например, нарисованный, обиженный, спетый.
5
Умейте также находить краткие причастия. Краткую форму образуют страдательные причастия. Например, любим. Запомните, что в кратких причастиях всегда пишется одна буква н.
Источники:
  • «Современный русский язык», Белошапкова В.А. 1989.

Совет 3: Как отличать причастие от деепричастия

Причастия и деепричастия, равно как и причастные и деепричастные обороты, выполняют в предложении разные функции, исполняют разные роли. Они также имеют ярко выраженные морфологические отличия.
Инструкция
1
Причастие (причастный оборот) обязательно относится к определяемому слову – имени существительному или местоимению, зависит от него, изменяется по числам, родам и падежам, имеет полную и – некоторые – краткую форму.
Например: улыбающийся человек; нас, подписавшихся под данным документом, …
В качестве определяемого слова могут выступать и другие именные части речи, если они употреблены в значении существительного.
Например: прибранная столовая; «154-й», попросивший посадку, ... (о самолете).Деепричастие или деепричастный оборот относится только к глаголу-сказуемому и обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом. В отличие от причастия, деепричастие – неизменяемая словоформа.
Например: лежал, не шевелясь; мёрзли, стоя на ветру.
2
Причастие и причастный оборот выполняют в предложении функции определения – одиночного или распространенного, согласованного или несогласованного, обособленного или необособленного.
Например: Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.
Причастия в краткой форме употребляются только в качестве именной части составного сказуемого.
Напр.: Волосы посеребрены ранней сединой.Деепричастие и деепричастный оборот выступают в роли различных обстоятельств.
Бледнея, заря затихает (И. Никитин).
3
Формальными признаками, различающими причастия и деепричастия, являются суффиксы.
В школьных классах вся информация о суффиксах сведена в таблицы, которые размещены на стенах. Для удобства их можно выписать, например, на обложку тетради.
Словообразовательные суффиксы действительных причастий: -ущ-( -ющ-), -ащ-( -ящ); -вш-, -ш-; страдательных: - ом-( -ем-), -им-; -енн-, -нн-, -т-.
Словообразовательные суффиксы деепричастий несовершенного и совершенного вида : -а-, -я-, -учи-, -ючи-, -в-, -вши-, -ши-.

Совет 4: Причастие как часть речи

Причастие – это особая глагольная форма, имеющая одновременно свойства глагола и прилагательного. От глагола у причастия вид, переходность, возвратность и залог, а от прилагательного – изменение по падежам, числам и родам, а также согласование с существительным. Причастие, как и прилагательное, обозначает признак предмета.

Грамматические признаки причастия

Как особая форма глагола причастие имеет некоторые признаки этой части речи. Они бывают совершенного и несовершенного вида: «побудить – побудившая», «волновать – волнуемый»; возвратными и невозвратными: «решившийся», «засыпающая»; настоящего и прошедшего времени: «думающий», «пробежавший».
В отличие от глагола, причастие не имеет форму будущего времени.

Обозначая признак предмета, причастие подобно прилагательным грамматически зависит от существительного и согласуется с ним в роде, числе и падеже. Например: «кипящий поток – кипящего потока – кипящему потоку – кипящие потоки; кипящая лава, кипящее молоко».

Виды и способы образования причастий

Лексическое значение причастия – признак предмета по действию – складывается из грамматических особенностей этой части речи. К примеру: «поющие птицы» (те, которые поют сейчас), «певшие птицы» (те, которые пели в прошлом), «обсуждаемый вопрос» (тот, который кто-то обсуждает сейчас), «обсужденный вопрос» (тот, который уже обсудили).

Соответственно, в русском языке имеется 4 формы причастий: действительные настоящего и прошедшего времени, страдательные настоящего и прошедшего времени.

Первая группа причастий (действительные настоящего времени) образуются от основы глаголов настоящего времени при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-). Выбор суффикса зависит от спряжения глагола. Например: «плач-ут – плач-ущ-ий», «кол-ют – кол-ющ-ий» - I спряжение; «леч-ат – леч-ащ-ий», «кле-ят – кле-ящ-ий» – II спряжение.

Действительные причастия в прошедшем времени образуются от инфинитива путем замены суффиксов –ть, -ти на суффиксы –вш-, -ш-. К примеру: «бежа-ть – бежа-вш-ий», «нес-ти – нес-ш-ий».

Страдательные причастия настоящего времени образуются от глаголов, стоящих в настоящим времени, при помощи суффиксов –ем- (I спряжение) и –им- (II спряжение): «леле-ем – леле-ем-ый», «хран-им – хран-им-ый».

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса –нн-, если глаголы оканчиваются на –ать, -еть. Глаголы на –ить получают суффикс –енн-, так же как и глаголы на –ти, -чь, а глаголы, оканчивающиеся на –оть, -уть-, -ыть-, получают суффикс –т-. Например: «написа-ть – написа-нн-ый», «захвати-ть – захвач-енн-ый», «сбере-чь – сбереж-енн-ый», «забы-ть – забы-т-ый».
Краткие причастия, так же как и краткие прилагательные, являются в предложении именной частью составного именного сказуемого.

Страдательные причастия имеют краткую форму с усеченными окончаниями: -а, -о, -ы. Например: «прислан, прислан-а, прислан-о, прислан-ы».
Источники:
  • отглагольные прилагательные это
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500