Что такое Болонский процесс По большому счету, Болонский процесс – это процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Название «болонский» он получил в честь итальянского города Болонья, где в 1999 году была подписана декларация. Именно в ней были сформулированы основные положения Болонского процесса, его основные задачи, главной из которых была сопоставимость различных европейских образовательных систем. Предполагалось, что основны цели Болонского процесса будут достигнуты к 2010 году. На данный момент участниками процесса являются 47 европейских стран, единственные страны Европы, не присоединившиеся к процессу – Монако и Сан-Марино. Россия подключилась к проекту в 2003 году. Основные положения Болонского процесса • Принятие так называемой системы сопоставимых степеней – она предполагает, что образование в различных странах будет сопоставимо по уровню и программе, а значит, процесс сможет гарантировать студентам возможность дальнейшего обучения или трудоустройства в другой стране. • Двухуровневая образовательная система. Первый уровень – предварительный, длится не менее трех лет и обеспечивает выпускнику степень бакалавра. Второй уровень – выпускной, длится два года, обеспечивает степень магистра или доктора наук. • Постоянный контроль качества образования • Введение системы кредитов. Кредит в образовании – зачет, выставляемый студенту после прослушивания того или иного курса длительностью в семестр или два семестра. Система также подразумевает право студента выбирать изучаемые курсы. • Расширение студенческой мобильности • Развитие европейской системы образования Болонский процесс в России В России образовательным нововведениям приходится сталкиваться с особенностями российской образовательной системы и государства в целом. Например, в отличие от других стран Европы, в России основные элитные вузы сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых административных центрах. Это лишает студентов из глубинки возможности получать качественное высшее образование – низкий уровень мобильности связан с низким уровнем доходов, а это противоречит одному из основных принципов Болонского процесса. Российским вузам приходится отказываться от традиционной квалификации «специалист», которой в европейских странах не существует. Однако российские работодатели не совсем ясно представляют, что им делать с соискателями на должность, в дипломе которых указано «бакалавр» - многие воспринимают эту степень как «недовысшее» образование. А в силу дороговизны обучения в магистратуре многие выпускники отказываются от поступления на вторую ступень обучения. Критики Болонской системы в России часто говорят о том, что сокращение основной учебной программы с пяти до трех-четырех лет – это лишь попытка урезать учебные дисциплины и затраты на образование. К несчастью, во многих российских вузах такая картина действительно наблюдается. Однако на самом деле Болонская система должна гарантировать более широкие возможности студента при выборе изучаемых дисциплин и сосредоточивать внимание именно на тех дисциплинах, которые создадут основу его профессиональной компетенции. Промежуточные итоги Болонского процесса В 2010 году, который при принятии декларации был выбран в качестве окончательного срока процесса, были подведены предварительные итоги. Министры образования европейских стран пришли к выводу, что цель Болонского процесса «в целом достигнута». Действительно, за эти годы было налажено сотрудничество между многим европейскими вузами, системы образования стали более доступны и прозрачны, были разработаны и ведены в практику стандарты образования, органы контроля качества образования. Но, конечно, авторам и исполнителям идеи создания единого европейского образовательного пространства еще предстоит исправить множество недоработок и провести огромную работу, прежде чем механизм заработает в полную силу во всех странах.