Совет 1: Кто такой Фома Аквинский

Фома Аквинский – теолог и философ, живший в 13 веке. Он считается первым учителем церкви и носит титул «князя философии». Соединив христианское учение и догматы с философскими методами Аристотеля, Фома Аквинский основал томизм.

Родился Фома Аквинский (иначе Thomas Aquinas, Томас Аквинат или Фома Аквинат) в 1225 или в начале 1226 года в родовом замке Роккасекка, который располагался в окрестностях города Аквино. Отец его, граф Аквинский, владел городом. Воспитывался Томас Аквинат в бенедиктинском монастыре Монте-Кассино. Затем изучал свободные науки в университете Неаполя.

Вступив в доминиканский орден, Фома Аквинский отправился в Париж и Кельн изучать теологию и проходить новициат. Так в католической церкви называется испытание для лиц, желающих вступить в монашеский орден. В это время его наставником был Альберт Великий. В 1252 году Фома Аквинат вернулся в доминиканский монастырь Святого Иакова в Париже, а спустя 4 года его назначили преподавателем теологии Парижского университета.

Летом 1259 года он возвратился на родину, в Италию, где на протяжении 10 лет был советником по богословским вопросам и «чтецом» при папской курии. Умер Фома Аквинский 7 марта 1274 года по пути в Лион, куда его пригласил папа Григорий X в качестве консультанта и советника Лионского собора.

11 апреля 1567 года Фому Аквинского провозгласили учителем церкви. День память Святого Фомы Аквината западная церковь отмечает 28 января.

Фома Аквинский стремился канонизировать философию Аристотеля. Опуская материалистические положения в воззрениях древнегреческого философа, он увязывал его учение с идеями Платона. Сущность вещей Фома Аквинский рассматривал в отрыве от самих вещей.

Фома Аквинский вывел и сформулировал 5 доказательств Божественного бытия. Бог в его учении является первопричиной и конечной целью сущего. Признавая относительную самостоятельность человеческого разума и естественного бытия, Фома Аквинат утверждал, что природа завершается в благодати, разум – в вере, а философское познание и естественная теология – в сверхъестественном откровении. Учение Фомы Аквинского легло в основу католических направлений философии и теологии – томизма и неотомизма.

В споре об универсалиях его суждения перекликались с суждениями Авиценны. Основными сочинениями Фомы Аквинского являются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». В 1879 году его работы были признаны основами католической теологии.

Совет 2: Выражение «Фома неверующий»: исторический аспект

В русском языке сохраняется много устойчивых выражений, которые имеют под собой определенное историческое событие. Иногда подобным выражениям предается определенный смысл. Одним из таковых является высказывание «Фома неверующий».

В русском обществе Фомой неверующим называют человека, сомневающегося в фактах, непреложных истинах. Это высказывание также может быть адресовано и тому, кто сомневается в определенных событиях и правдивых рассказах. Так кем же был Фома и почему он в устойчивом русском выражении называется неверующим?

Истоки указанного высказывания имеют под собой определенное историческое событие новозаветного времени, относящееся к евангельскому повествованию. Фомой являлся один из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Именно этот ученик Иисуса усомнился в действительности воскресения Христова.

Евангелие повествует об этом следующим образом. После своего воскресения Христос явился своим апостолам в одной горнице (доме). Среди ближайших учеников Христовых в это время не было апостола Фомы. После чудесного явления воскресшего Христа, прочие апостолы рассказали Фоме о действительности воскресения. Однако последний не поверил рассказу, сказав, что утвердится в вере только после того, как лично увидит воскресшего Христа и дотронется своей рукой до ран Иисуса.

Повторное событие явления воскресшего Христа не заставило долго ждать. Спустя некоторое время Христос вновь явился ученикам уже в присутствии апостола Фомы. Иисус предложил неверующему Фоме вложить руку в свои раны. После этого Фома упал на колени и утвердительно исповедал Христа как Бога.

Это историческое евангельское событие указывало на изначальное маловерие апостола Фомы. Иисус специально явился повторно для того, чтобы доказать Фоме реальность своего воскресения, тем самым засвидетельствовав этот факт. Таким образом в русском народе и закрепилось выражение о Фоме неверующем.

Теперь это высказывание относится не только к человеку, который не верит в Бога, но и к любому, кто сомневается в различных истинах. В настоящее время выражение «Фома неверующий» уже плотно вошло в язык русского народа, представляя собой одну из форм благочестивого фольклора.

Совет 3: Что такое феминизм

В обществе сложилось неоднозначное мнение по поводу феминизма. Одни относятся к этому явлению с сарказмом, у других оно вызывает усмешку, а кто-то разделяет основные положения этого течения. Феминизм за всю историю своего развития стал не только движением, но и философией, и религией, и образом жизни.
Первое впечатление, которое создается при упоминании феминизма, не совсем однозначно. С одной стороны мысль о том, что женщины должны иметь те же права, что и мужчины, не вызывает никаких сомнений. В то же время превосходство женщин над мужчинам, отказ от семьи и брака могут привести к исчезновению человеческого вида как такового. В чем же на самом деле заключается сущность этого женского движения?

Феминизм представляет собой борьбу женщин с дискриминацией по половому признаку. Зависимость женщин становится наиболее очевидной, когда речь заходит об экономической и политической жизни, о контроле над собственностью, о профессиональных возможностях и т.д.

В своем развитии феминизм прошел два этапа. Первый из них протекал в XVIII и в первой четверти XIX века. Основным требованием феминисток было создание равноправных условия для мужчин и женщин. Важным аспектом этих условий являлось право голоса на политических выборах.

Второй этап становления феминизма происходил в 70-80 гг. XX века. Его ключевым положением стало провозглашение лозунга «Равенство в различии». На этом этапе выделяется три основных течения: радикальное, социалистическое и либеральное.

Первые два предполагали независимость женщины от семьи, брака, любви и т.д. Пропагандировалось свержение патриархального строя и создание нового общества. Либеральная ветвь феминизма не опиралась на столь радикальные преобразования. Роль женщины как хранительницы очага и заботливой матери оставалась неизменной, а вот основополагающим принципом теории было разделение труда между полами.

Появление феминизма как общественного течения неудивительно. Достаточно ознакомиться с трудами таких философов, как Гегель или Фома Аквинский. Первый считал, что женщина – это «неудавшийся мужчина», а второй предлагал вообще не расценивать представительниц слабого пола в качестве человеческих существ.
Видео по теме
Источники:
  • Феминизм

Совет 4: Что значит слово "вера"

Верой называется субъективное убеждение в истинности чего-либо, которое не связано с логическим обоснованием. Подкрепление фактами может иметь место, но его может и не быть, на веру это никоим образом не повлияет.
Определить место веры в психической деятельности человека не так-то просто. Она обладает и интеллектуальными чертами, представляя собой некое убеждение, и эмоциональными. С точки зрения эмоциональной сферы вера принадлежит к категории высших чувств, ведь она постоянна, а не ситуативна.

Вера является одним из самых сильных чувств. В Евангелии от Матфея говорится: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет». Действенность веры заключается в том влиянии, которая она оказывает на мотивацию, а значит и на деятельность, именно поэтому вера в победу так важна и в спорте, и на войне.

Вера и доказательства

Вера не просто не нуждается в доказательствах – правильнее будет сказать, что там, где начинаются доказательства, кончается вера. Например, со времен Фомы Аквинского и до современности предпринимаются попытки доказать существование Бога. Все они неизменно оказываются тщетными, но если бы даже удалось этот постулат доказать, это принесло бы мало пользы.

Возможно, доказательства убедили бы неверующих, но это было бы именно убеждение, а не вера – не было бы эмоциональной составляющей, следовательно, не было бы ни мощной мотивации для христианской жизни, ни основы для искренних взаимоотношений с Богом. Верующим же доказательства не нужны: если человек ищет доказательства – значит, он не особенно тверд в вере.

Область действия веры

Традиционно вера ассоциируется с религией, эти слова даже употребляют как синонимы, говоря о «христианской вере» или «мусульманской вере». Действительно, в религии вера в Бога играет основополагающую роль, но не только религиозные догматы могут приниматься на веру.

Например, астроном или физик может привести доказательства того, что Земля вращается вокруг Солнца, а не Солнце вокруг Земли – в таком виде это будет научно обоснованное утверждение. Но далекий от науки человек может и не знать доказательств, и для него все «обоснование» сведется к мысли: «Это доказали Н. Коперник и Г. Галилей». В данном случае человек принимает на веру научную истину, склоняясь перед авторитетом науки.

Велика роль веры и в человеческих взаимоотношениях. Она пронизывает все уровни организации общества, выступая в качестве скрепляющего, цементирующего начала: если муж перестает верить жене – разваливается семья, если народ перестает верить правительству – разваливается государство.

Вера – истинно человеческое проявление, не свойственное больше ни одному животному, ведь возникает она на пересечении разума и чувств.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500