Совет 1: Какие есть иконы Богородицы

На Руси Богородица всегда была почитаема особо. Пречистая Дева Мария считается покровительницей России, и не единожды помогала русским в борьбе с иноземными захватчиками. Уверенность верующих в небесном заступничестве Божьей матери подкрепляется событиями не только далекого прошлого, но и некоторыми фактами современной российской действительности, ставшими уже историей. К иконам Богородицы всегда относились с величайшим почтением. Наиболее известные лики имеют собственные имена.

В России известно порядка 470 наименований икон Богородицы. Наиболее известными являются Казанская, Владимирская, Федоровская, Иверская, Семистрельная.

Казанская икона Божьей Матери – одна из наиболее почитаемых на Руси. Обретение иконы произошло в 1579 году. Однажды девятилетней Матроне явилась во сне Богородица. Она указала место, где на руинах сгоревшего дома следует искать икону. Ребенку долго не верили. Спустя некоторое время мать Матроны вместе с девочкой действительно выкопала в указанном месте икону Богородицы. Впоследствии там была построена церковь и монастырь. Первоначально икону перенесли в церковь Николы Тульского. Затем чудотворный образ долгое время находился в соборе Богородицкого монастыря. В 1904 году Казанская икона была похищена грабителями. Начиная с 16 века было несколько явлений икон-списков с Казанской. Особо почитаемы три списка - в Богородичном соборе в Казани, в Казанском соборе в Москве, в Санкт-Петербурге. Первообраз же Казанской Божьей матери не найден и по сей день.

Чудотворная Владимирская икона единственная в России, сохранившаяся до сего времени в первозданном состоянии. Подлинник. Являет собой истинную святыню. Как гласит предание, написана евангелистом Лукой с образа Девы Марии при ее земной жизни. Основание иконы – доска стола, за которым сиживало Святое Семейство. Икона находится в России уже восемь веков. В настоящее время хранится в Третьяковской галерее в специально оборудованном хранилище. Православные могут видеть ее в дни престольных праздников.

Иконы «Семистрельная» и «Умягчение злых сердец» в настоящее время считаются разновидностями одного графического типа. На обеих в символической форме изображается пророчество святого Симеона Богородице о горе и скорби, которые ей предстоит испытать при виде распятого Христа: «Тебе самой оружие пройдет душу». Богородица изображается с воткнутыми в сердце мечами. Иконы имеют небольшое различие – семь мечей, пронзивших сердце Богородицы, располагаются на них по-разному.

По приданию, икона, названная впоследствии Иверской, принадлежала благочестивой женщине, жившей в Икее в период иконоборчества. Женщина заплатила воинам, пришедшим забрать икону, и они согласились оставить ей святыню до утра. Ночью вместе с сыном женщина вышла к морю и пустила икону на воду. Случилось чудо – икона поплыла по воде стоя. Юноша удалился в монастырь на Афоне. От него иноки узнали о чуде. Прошло много времени. Однажды монахи увидели огненный столп. Он поднимался от стоящей на воде иконы. После молитвы и крестного хода благочестивый старец Гавриил удостоился принять икону. Она была названа Иверской. В России есть несколько чудотворных списков.

Федоровская икона находилась в Городецком монастыре Нижегородской губернии. Во время нашествия хана Батыя жители оставили город. Они не успели взять икону, но в городе она не осталась. Икона исчезла, а 1239 году явилась костромскому князю. Жителям Костромы было видение, что из Городца ее вынес человек, в котором они узнали великомученика Федора Стратилата, каким его изображали на иконах. Федоровская икона считается покровительницей рода Романовых. После гибели царской семьи икона потемнела настолько, что невозможно стало рассмотреть изображение. В таком состоянии она пребывает и по сей день.

Совет 2: Какие есть иконы Божьей матери

Среди святых, почитаемых христианской церковью, особое место занимает Богородица, благочестивая Дева, которой было уготовано особое место в Божьем замысле – стать матерью Иисуса Христа, Бога-Сына в его человеческом воплощении. Неудивительно, что образ этой святой был воплощен во множестве икон.
В Русской православной церкви Богоматерь всегда почиталась особо – как покровительница России. Количество богородичных икон исчисляется десятками. Одни из них более известны, другие менее – например, копия Владимирской или Казанской иконы есть практически в каждом храме, а об Азовской или Барской иконе знает не каждый христианин.

Все разнообразие икон Богородицы подразделяется на три типа – Елеуса, Одигитрия и Оранта.

Елеуса

Греческое слово «елеуса» переводится на русский язык как «умиление» или «милующая». На таких иконах Богоматерь представлена в трогательном единении с Божественным младенцем, которого она держит на руках. Лики матери и Иисуса-младенца соприкасаются, а нимбы соединяются.

Такое изображение символизирует неразрывное единство Земного и Небесного, Творца и Творения, бесконечную любовь Бога к человеку.

Одигитрия

На иконах типа Одигитрия Богородица тоже изображена по пояс и с младенцем на руках, но от умиления образ отличается большей строгостью.

Младенец, восседающий на левой руке Богоматери, не прижимается к ней, а несколько отстранен от нее. Его левая рука поднята в благословляющем жесте, а правая опирается на свиток – Закон. Правая рука Богородицы направлена на младенца, как бы указывая верующим путь к Нему. Отсюда и название иконы – Одигитрия, в переводе с греческого – Путеводительница.

Оранта

Латинское слово «оранта» означает «молящаяся». На таких иконах Богоматерь изображается в полный рост, с воздетыми в молитве руками и чаще всего без младенца. Впрочем, изображение Божественного младенца может присутствовать на лоне Богоматери, такая икона называется «Великая Панагия («Всесвятая»). Поясное изображение Великой Панагии именуют «Знамением».

В этом типе икон Богоматерь предстает как святая заступница, вечно молящая Бога о снисхождении к людям.

Данная классификация представляет собой лишь отдаленный взгляд на огромное многообразие богородичных икон. Существует множество изображений, принадлежащих к каждому из этих типов.

На некоторых иконах Богоматерь изображена в окружении других библейских героев – «Богородица с пророками», «Богородица и пресвятые девы».

Названия определенных икон отсылают к каким-либо городам, но это не значит, что иконы были там написаны. Например, Владимирская икона, согласно преданию, была написана евангелистом Лукой, в 450 г. перенесена из Иерусалима в Константинополь, в 12 веке ее копия была послана в Киев князю Юрию Долгорукому, а впоследствии сын князя Андрей Боголюбский увез ее на север Руси. Сама Богоматерь явилась князю во сне и повелела оставить икону в городе Владимире, после чего икона и была названа Владимирской.

Федоровская икона знаменита тем, что именно с ней костромские священнослужители вышли навстречу посольству, которое привезло юному Михаилу Романову весть об избрании на царство. Так, икона стала покровительницей дома Романовых, а иностранные принцессы, вступая в брак с русскими царями, получали не только православные имена, но и отчество Федоровна.

Многим богородичным иконам посвящены специальные молитвы. Перед некоторыми иконами принято молиться в определенных жизненных ситуациях, об этом говорят их названия: «Всех скорбящих радость», «Взыскание погибших», «В родах помощница».

Рассказать обо всех богородичных иконах невозможно – их множество, и за каждой стоит важная часть христианского духовного опыта.
Источники:
  • Иконы Богородицы
Источники:
  • какие есть наименования годов
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500