Совет 1: Как оценили уровень безработицы в России

Уровень безработицы – величина, определяющая в процентах соотношение общего количества трудоспособного населения в стране к числу неработающих трудоспособных граждан. Это критерий состояния экономики, имеющий в каждой стране свое допустимое значение. Показатель уровня безработицы учитывается при составлении всех экономических прогнозов и расчетов, которые используются в планировании развития как всего государства в целом, так и его отдельных территорий.

Показатель уровня безработицы в России так же, как и в других странах, является одним из основных показателей состояния экономики. По данным Росстата, с января по апрель месяц 2012 года этот показатель в нашей стране составлял 6.5%, а с мая зафиксировано его уменьшение до 5.4%. Но скорее всего уменьшение уровня безработицы не свидетельствует о положительных изменениях в сфере экономики, а связано с сезонным фактором, в частности с началом сельскохозяйственных работ.

По результатам последних нескольких лет эксперты оценили уровень безработицы в России как постоянно снижающийся - еще в 2009 году он составлял 9%. Но сегодняшние цифры уже не покажутся такими уж радостными с учетом того, что они являются усредненными. Существуют регионы, в которых безработица превышает средний показатель в несколько раз.

К таким регионам, прежде всего, относятся Ингушетия, где уровень безработицы в I квартале 2012 года составил 48.9%, Чечня – 35.3%, Республика Тыва – 21.7%, Алтайский край – 17.2%, Калмыкия – 13.3%, Кабардино-Балкария – 13%, Дагестан – 12.7%. В Астраханской, Калининградской и Курганинской областях безработица составляет 10.4, 10.1 и 11.9%, соответственно.

Особое внимание правительства привлекают регионы Северо-Кавказского Федерального округа. Здесь количество трудоспособного населения, живущего на иждивении, превышает количество тех, кто занят на производстве. Экономисты считают, что причиной этого стало перенаселение, отсутствие производства, а также высокий уровень коррупции.

Эта же проблема стоит в моногородах - наследии советского периода, когда в отдельных населенных пунктах, работающих на оборонную промышленность, создавался замкнутый режим жизнеобеспечения, при котором все его системы находились в ведении одного предприятия. Таких населенных пунктов особенно много в Сибири и на Урале.

Единственным выходом из сложившейся ситуации, по мнению экспертов, становится развитие российского производственного сектора и увеличение числа предприятий малого бизнеса. Для этого, в первую очередь, необходима заинтересованность и поддержка государства.

Совет 2: Что такое урбания

Сегодня часто можно услышать слово «урбания», или «урбанизация», которое применяется в разных отраслях – от промышленной до культурной. Его чаще используют за границей, однако в последние годы оно все чаще звучит в России. Что же означает это необычное слово и с какими процессами оно связано?

Города и развитие общества

Термин «урбания» происходит от латинского слова «urbanus», что означает «городской». Урбанией называют процесс возрастания роли городов в активном развитии общества – так, предпосылками к ней является рост городской промышленности, политических и культурных функций, а также территориально разделенный труд. Основными признаками урбании является переезд населения сел и малых городов в крупные города, где люди устраиваются на работу и привносят в мегаполисы свой культурно-бытовой фактор.

Обратный процесс, когда люди переселяются из крупных городов в малые города и села, называется рурализацией.

Кроме этого, урбанистические процессы происходят при формировании широких зон пригородов, преобразования сельских поселений в поселки городского типа и миграции провинциальных жителей в города. Также существует понятие «урбания природы», которое связано с трансформацией природных ландшафтов в ландшафты искусственные. Урбания обычно идет рука об руку с большинством политических государственных процессов – так, многие историки считают урбанизацию и эволюцию государственности взаимосвязывающими понятиями.

Субурбанизация

Пригородная урбания или субурбанизация представлена процессами роста и развития пригородов мегаполисов, которые формируются в городские агломерации. В процессе субурбанизации значительно повышаются темпы роста пригородного населения и благосостояния людей. Результатом становится возможность строительства домов «сельского типа» в чистых пригородных зонах, где гораздо более низкий уровень шума и загрязнения воздуха, а также много зелени и атмосферы покоя.

Особенностью субурбанизации является тот факт, что люди продолжают работать в мегаполисах, проживая при этом в пригороде.

Пригородную урбанию сегодня оценивают по-разному и не всегда положительно, поскольку жители пригородной зоны сильно зависят от автомобилей в связи с отсутствием общественного транспорта. Вызывает беспокойство и большой приток людей в города, который превышает потребность в рабочих и способствует повышению уровня безработицы и обостряет многие социально-экономические проблемы. Часовые поездки пригородных жителей в города провоцируют заторы, загрязнение воздуха, потерю времени и другие проблемы, поэтому развитые страны стараются развивать в пригородах маршруты легкорельсового и железнодорожного общественного транспорта.

Совет 3: Что такое коэффициент фертильности

Для того чтобы оценить или спрогнозировать все изменения численности населения в стране существует понятие - коэффициент рождаемости и коэффициент фертильности населения, являющийся более точным показателем.

Определение коэффициента фертильности

Фертильностью называется способность зрелого организма к зачатию и рождению ребенка. Возрастом (периодом) фертильности в жизни женщины, является время, в течение которого она способна к вынашиванию и рождению здорового ребенка. С точки зрения демографии, таким периодом считается возраст от 15 до 49 лет.

С медицинской и социальной точки зрения, период фертильности несколько меньше демографического. Обосновано это тем, что девушка в подростковом возрасте (15 лет) не в состоянии самостоятельно воспитывать ребенка из-за своего социального статуса, а у женщины после 38 - 40 лет возможность беременности снижается и возрастает риск рождения ребенка с врожденными аномалиями. Поэтому считается, что 20-35 лет - оптимальный возраст фертильности. У мужчин понятие фертильность связано с активностью и способностью сперматозоидов к оплодотворению.

Этот коэффициент высчитывается по следующей формуле: количество рожденных детей делится на количество фертильного возраста женщин. Коэффициент фертильности является более точным количественным показателем уровня рождаемости населения, чем общий коэффициент рождаемости, он указывает на все возможные изменения в структуре населения страны.

Показатели фертильности в различных странах

В случае, когда на одну женщину приходится двое рожденных детей, наблюдается воспроизводство численности населения. Коэффициент фертильности с показателями более двух детей - характеризует количественный рост населения. Более высокий показатель коэффициента фертильности указывает на то, что родители не в состоянии будут прокормить своих детей, не говоря уже о возможности обеспечения им должного образования, такие показатели наблюдаются в Сенегале - 4,86, Танзании – 4,62, Омане 5,62 и Йемене - 6,41.

Коэффициент фертильности меньше двух детей на одну женщину говорит об уменьшении численности населения и его старении. Таким образом, в России этот коэффициент составляет 1,5. Во всем мире коэффициент фертильности становится все меньше и меньше, особенно в индустриальных странах наблюдается такая статистика. Последний всплеск показателей фертильности в России произошел в 2000 - 2009 годах (32%).

Проведенные исследования статистического материала определили, что фертильность также зависит от нравственно-эмоционального состояния населения. На нее также оказывают влияние миграции, безработица и уровень достатка населения. Снижая количество безработных людей и уменьшая миграцию населения, возможно достичь роста коэффициента фертильности женщин до 1,9. Открытие новых перинатальных центров также значительно этому способствует.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500