Совет 1: Когда Индонезия запустит собственную космическую ракету

В числе стран, серьезно относящихся к участию в космических программах, следует отнести Индонезию, Малайзию и Вьетнам. Для этих юго-восточных государств сегодня наиболее актуальна деятельность по постановке космических технологий на коммерческие рельсы, а также создание собственных пусковых комплексов. Наиболее далеко продвинулась в этих вопросах Индонезия.

Ключевая особенность ракетно-космических программ региона, в котором расположена Индонезия, заключается в существенной зависимости от международного научно-технического сотрудничества и большой уязвимости от внешних факторов, определяемых политикой и экономикой в регионе. При анализе космических программ и перспектив собственных полетов на орбиту следует иметь в виду, что изначально мирный характер разработок невольно соприкасается с планами по созданию военных ракетных систем. В связи с этим руководству Индонезии приходится учитывать потенциальное противодействие со стороны соседей, с опаской наблюдающих за успехами индонезийских разработчиков космической техники.

Преимущество Индонезии, активно стремящейся войти в клуб «запускающих» космических держав, заключается в благоприятном географическом положении. Геофизические характеристики этого государства очень привлекательны с точки зрения экономичности вывода космических аппаратов на околоземную орбиту.

В деле освоения Индонезией космоса уже имеется существенный прогресс. По сообщениям агентства France-Presse, в 2009 году Индонезия произвела успешный запуск собственной ракеты-носителя RX-420. Старт осуществлен с космодрома, расположенного в западной части острова Ява. Индонезийское агентство по аэронавтике и исследованиям космоса продолжает последовательные испытания ракет, предназначенных для вывода на околоземную орбиту искусственных спутников собственного производства. Ориентировочные сроки реализации этих планов намечены на 2014 год.

А пока в тесном сотрудничестве с Россией практически завершены работы по созданию наземного аппаратного комплекса, предназначенного для управления спутником Telcom-3, заказанным одним из операторов связи Индонезии. Проект осуществлен специалистами компании «Информационные спутниковой системы» (г. Железногорск), о чем сообщила пресс-служба компании. Контракт ИСС с индонезийской стороной предусматривает в дальнейшем строительство нескольких комплексов управления спутниками на территории Индонезии.

Совет 2: Когда запустят "Сириус-5"

Ракета-носитель «Протон-М» российского производства относится к классу «тяжелых» и сегодня очень активно используется для вывода в космос различных аппаратов, большая часть из которых принадлежит иностранным компаниям. Чаще всего полезным грузом «космических извозчиков», создаваемых в государственном НПЦ имени Хруничева, оказываются телекоммуникационные спутники. Запуск одного из таких сателлитов с названием Sirius-5 был назначен на 19 июня этого года.

Спутник Sirius-5 принадлежит компании SES - глобальному оператору спутниковой связи, штаб-квартира которого находится в Люксембурге. Новый Sirius был создан американским концерном Space Systems / Loral по заказу этой компании для пополнения целой космической флотилии из полусотни сателлитов, уже выведенных на околоземные орбиты. Спутник должен занять геостационарное положение относительно планеты, то есть вращаться вокруг нее таким образом, чтобы постоянно находиться над одной и той же точкой. Зоной обслуживания Sirius-5, планируемый срок работы которого оценивается в 15 лет, станет северная Европа и южная Африка.

Телекоммуникационный спутник должен был быть запущен со стартовой площадки №81 казахстанского космодрома «Байконур» 19 июня этого года. Sirius был смонтирован на российскую ракету-носитель «Протон-М», в качестве первой ступени которого использовался разгонный блок «Бриз-М». Однако после установки ракеты на стартовую площадку контрольные проверки выявили неправильные показатели в одном из блоков управления двигателями разгонного модуля, и запуск пришлось перенести на сутки. Блок заменили, а затем повторили эту процедуру еще раз, после чего представитель Центра имени Хруничева, обеспечивающего запуски «Протонов» с «Байконура», сообщил, что ракету придется снять со стартового комплекса. Это потребовалось для более тщательного обследования систем рулевой машины первой ступени.

Запуск ракеты был отложен на неопределенное время - предположительно это должно произойти 6 августа. Кроме вывода на орбиту спутника Sirius-5 неполадка в разгонном блоке привела к сдвигу старта еще одного носителя «Протон-М» с двумя другими космическими аппаратами - Telkom-3 и «Экспресс-МД2». Этот запуск был запланирован на 5 июля, но манипуляции со снятием огромного агрегата с неисправным разгонным блоком и повторная подготовка стартового комплекса потребуют его переноса на 10 дней.

Совет 3: Как достичь первой космической скорости

Первой космической скоростью обладает тело, выведенное на круговую орбиту планеты и являющееся, по сути, ее спутником. Преодолевая силу притяжения, оно будет двигаться горизонтально над поверхностью планеты, не падая и не снижая траектории.
Инструкция
1
Рассмотрим объект, уже являющийся искусственным спутником Земли, то есть совершающий движение по окружности. Такое движение не является ни равномерным, ни равнопеременным. В каждый момент времени вектор скорости v направлен по касательной, а вектор ускорения a – к центру планеты. Естественно, что во время движения эти векторы постоянно меняют направления. Но модули величин сохраняются неизменными.
2
Удобно рассмотреть движение тела относительно Земли, т.е. в неинерциальной системе отсчета. В этом случае на тело действуют уже две силы: сила тяготения, стремящаяся «схлопнуть» тело с Землей, и центробежная, как бы выталкивающая во внешнюю среду. Вспомните, как вас «выносит», когда вы катаетесь на карусели. Итак, поскольку спутник не падает и движется с постоянной по модулю скоростью, надо принять равенство двух этих ил.
3
Сила тяготения, направленная «внутрь», вычисляется по гравитационному закону: F(тяг)=GMm/R^2, где G – гравитационная постоянная, M – масса планеты, m – масса спутника, R – радиус планеты. Центробежная сила связана с центробежным ускорением и массой тела: F(центр)=ma, при этом само ускорение может быть рассчитано как a=(v^2)/R. Здесь v – искомая скорость, первая космическая. Таким образом, суммарное уравнение имеет вид: GMm/R^2=m(v^2)/R. Отсюда легко выразить скорость: v=√(GM/R).
4
Подставив в результат все известные числовые данные, вы получите, что первая космическая скорость Земли составляет v=7,9 км/с. Космические скорости могут быть вычислены также и для других планет и небесных тел. Так, для Луны это 1,680 км/с. Любопытно заметить, что от массы самого спутника космическая скорость никак не зависит, разве что габаритному объекту потребуется больше топлива для достижения оной.
5
Собираемая как конструктор, космическая ракета состоит из нескольких уровней. Каждая из ступеней оснащена собственным двигателем и запасом топлива. Первая ступень, наиболее тяжелая, имеет самый мощный двигатель с максимальным объемом топливного бака. Именно благодаря ей ракета набирает необходимый разгон. После того как горючее уровня будет израсходовано, ступень «отстегивается». Так можно очень сильно сэкономить на перевозке пустых контейнеров. Затем включаются в работу следующие уровни, а последний вынесет аппарат на орбиту, где тот сможет довольно долго летать без каких-либо топливных затрат.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500