Совет 1: Когда клещи наиболее опасны

Последствия от укуса такого маленького и невзрачного насекомого, как клещ, могут быть самыми плачевными: от паралича и глухоты до летального исхода. Поэтому необходимо знать, когда и в каких местах клещи представляют наибольшую опасность.

Сезонный пик активности клещей приходится на конец апреля – начало июля, именно в это время следует соблюдать особую бдительность, отправляясь на отдых за город или в парковую зону. В остальные летние месяцы наблюдается некоторый спад укусов насекомыми человека, однако ослаблять внимание не стоит вплоть до октября. Клещи могут атаковать вас даже теплой и сухой осенью.

Находясь в лесу, избегайте затененных мест с повышенной влажностью, по возможности не залезайте в заросли молодой осины или малинники, именно здесь клещи встречаются чаще всего. Кроме того, насекомые скапливаются по обочинам лесных тропинок и на берегах рек, покрытых высокой травой. Клещи залезают на стебли растений и небольшие кустарники (до метра в высоту) и поджидают свою жертву.

Передвигаясь на местности, выбирайте открытые светлые рощи без подлеска, сухие сосновые боры (клещи не любят селится в хвойных лесах), широкие поляны и другие участки, где солнечно и достаточно ветрено. Наиболее активны клещи утром и вечером, когда нет сильной жары. Кроме того, во время дождя опасность их нападения также снижается.

Правильно подобранная одежда поможет обезопасить себя от укусов клещей. Наденьте куртку из гладкой болоневой ткани, на которой насекомым будет трудно удержаться. Футболку или рубашку необходимо заправить в штаны, а манжеты штанин плотно притянуть к щиколотке с помощью резинки от носков. Особое внимание уделите защите головы, так как отыскать попавшего в волосы клеща будет очень сложно. Уберите волосы под плотно облегающую шапку или прикройте их капюшоном. Незащищенные части тела ( руки, шею) обработайте репеллентом, нанесите средство на манжеты и воротник. Каждые два часа проводите осмотр открытых участков тела, а после возвращения домой тщательно осмотрите себя, всю одежду и обувь.

Совет 2: Где водятся клещи

Клещи – самые распространенные представители паукообразных, которые нападают на животных и человека. По статистике 2011 года, от нашествия этих кровососов в России пострадало больше 570 тысяч человек. Основную опасность представляют инфекции, которые переносят эти членистоногие: энцефалит, лаймборрелиоз, а для животных — пироплазмоз. Любители отдыха на природе могут обезопасить себя, соблюдая простые правила поведения в лесу и парке. Прежде всего, важно знать, где водятся клещи.

Перед первым весенним походом в лес или парк обратитесь в местную санэпидемстанцию. Узнайте, зафиксированы ли в вашем регионе случаи клещевого энцефалита и других болезней. При необходимости вас направят на вакцинацию. Работники санэпидемнадзора расскажут, в какое время и где можно ждать нашествия клещей.

Если не использовать защитную одежду и специальные противоклещевые средства, во время отдыха на природе много шансов подцепить кровососа. Это чрезвычайно многочисленный класс – в нем насчитывается больше 48 тысяч видов! Большинство обитает на суше и в пресной воде, питаясь разлагающейся органикой.

В зеленых насаждениях, скорее всего, вы столкнетесь с почвенными клещами. Они любят пережевывать растительные остатки, которых так можно в лесных подстилках. Уже в апреле взрослые самки начинают проявлять активность и выползают на охоту. Для нормального созревания яиц им необходима калорийная пища – кровь животных и человека.

Хищники передвигаются на зеленые заросли и поджидают свою жертву. Они могут облюбовать луга и кустарниковые заросли, вырубки и лесные опушки. Больше всего клещей бывает в хорошо увлажненных и умеренно теневых местах - среди лиственных деревьев, в оврагах, густом травостое, молодом осиннике, орешнике и малиннике. Если имеется водоем, они притаятся в прибрежных зарослях.

Ваша задача – исследовать характерные ландшафты и избегать мест наибольшего скопления клещей. Некоторые их представители способны чувствовать запах жертвы на расстоянии десятка метров. Поэтому особенно большое количество хищников накапливается на траве и кустах вдоль дорог, по которой постоянно ходят люди. Стоит остерегаться и веток, которые нависают над тропой на высоте не более метра.

Санитарные врачи подчеркивают, что самая высокая численность клещей наблюдается в период с конца апреля до начала июля. В это время лучшими местами для прогулок на свежем воздухе будут хорошо освещенные и ветреные поляны, рощицы и посадки без подлеска, сухой хвойный бор. Наибольшую активность членистоногие проявляют по утрам и вечерам. Днем в жаркую погоду и во время дождя опасность нападения кровососов сильно снижается.

Постепенно питательные резервы клещей истощаются, и они вымирают. Уже в жарком июне-июле они почти не нападают на человека. Однако вплоть до конца сентября отдельные представители этого класса могут временно активизироваться, поэтому на протяжении всего «клещевого сезона» не забывайте о мерах предосторожности.

Источники:
  • Беспозвоночные: следует ли их бояться?

Совет 3: Какие болезни переносят клещи

Клещи опасны тем, что являются переносчиками опасных заболеваний. Причем от одного укуса можно заразиться сразу несколькими болезнями, которые,при затягивании лечения могут привести к серьезным осложнениям и даже и смерти.
Инструкция
1
Одно из самых опасных заболеваний, переносимых этими кровососами, является клещевой энцефалит. Он затрагивает нервную систему, дает осложнения на головной и спинной мозг. При гриппоподобной форме симптомы этого заболевания схожи с обычной простудой: общая слабость, ломота в мышцах и суставах, повышение температуры. При менингиальной форме больной, помимо вышеперечисленных симптомов, чувствует сильный озноб, мучительные головные боли. Если вовремя не обратиться к врачу, можно остаться инвалидом или умереть.
2
Второе не менее опасное заболевание, которым можно заразиться после укуса клеща, это боррелиоз или болезнь Лайма. Инкубационный период при таком заболевании гораздо более продолжительный и может длиться от 7 до 31 дня. Симптомы схожи с гриппоподобной формой энцефалита, но в месте укуса почти всегда появляется четкое красное кольцо. Болезнь Лайма эффективно лечится антибиотиками, однако в запущенной хронической форме справиться с ней гораздо сложнее. В последнем случае могут развиться редкие и тяжелые формы дерматита, артроз и артрит.
3
Также клещи переносят такие заболевания, как сыпной и возвратный клещевой тиф. Эти инфекционные болезни характеризуются резким повышением температуры до 38-40оС, ознобом, сильным потоотделением, ломотой в мышцах, ощущением разбитости. При сыпном клещевом тифе в месте укуса можно обнаружить участок некроза кожи, а затем сыпь, при возвратном тифе – папулу вишневого цвета.
4
Помимо этого, клещи переносят вирус пироплазмоза, который не является опасным для человека, но может серьезно повредить здоровью домашних питомцев. Животное, заболевшее пироплазмозом, требует немедленного лечения специальными препаратами. Симптомами этого заболевания являются температура, отсутствие аппетита, вялость, понос.
Источники:
  • Профилактика укуса клеща
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500