Совет 1: Как понимать классическую музыку

Понимание классической музыки, как правило, не приходит само по себе, его нужно развивать. Например, представьте себе среднестатистического человека, который воспринимает только основные цвета - красный, желтый, зеленый и т.д. Но кроме этих цветов, есть разнообразные оттенки палитры цветов. Когда человек начинает различать эти нюансы, он развивает в себе более тонкое восприятие. Развивая в себе понимание классической музыки, вы настраиваете свое восприятие в унисон с красотой и гармонией.
Инструкция
1
В наше время отношение к классической музыке неоднозначное. Ценители академической музыки считают, что без нее немыслимо культурное и духовное развитие, которое формирует образованного человека. В свою очередь, противники «классики» утверждают, что для современного человека эта музыка устарела. К слову, большинство людей воспринимает «классику» предвзято, как что-то нудное, скучное и очень долгое, а главное - непонятное.
2
Что же мешает понимать (или воспринимать) классическую музыку? В основном, это три вещи. Во-первых, неумение ее слушать. Здесь важно понять отличие классической музыки от какой-нибудь другой. У каждой музыки есть свое предназначение: под одну можно потанцевать («поколбаситься»), под другую - отдохнуть и расслабиться, сбросить адреналин и т.д. Классическая музыка - это не фон, в нее нужно вникать. Основная проблема непонимания «серьезной» музыки - это лень.
3
Вторая причина, мешающая приобщиться к «классике» - это современный динамичный темп жизни. Большая проблема для многих - нехватка времени, нехватка желания во что-то вникать, когда хочется просто отдохнуть. Нужно много что успеть сделать, нужно куда-то бежать, т.е. суетиться. Но если проанализировать, на что уходит большая часть свободного времени, оказывается, что на что-то не очень нужное. Например, просмотр передач или сериала по ТВ, какой-нибудь «ненапряжной» комедии, чтобы разгрузить мозги.
4
Прослушивание классической музыки как раз дает возможность хотя бы на время «подняться над суетой», чтобы отделить важное от не очень важного, нужное от ненужного. Для этого нужно отвлечься от своих дел, проблем, мыслей и полностью погрузиться в музыку. Если у вас не получается это сделать, попробуйте способ, который называется «внутренняя музыка». Для этого настройтесь на темп композиции, ее ритм, громкость и т.д., войдите с ней в резонанс. Полностью сосредоточьтесь на своих ощущениях, которые появляются при прослушивании музыки и погрузитесь в эти ощущения. То есть, наблюдая свои ощущения и чувства, вы как бы слушаете музыку не вне, а внутри себя.
5
Третья причина, по которой у вас может не получаться понимать классическую музыку - это неготовность. Однако довод, что это понимание придет само собой, не совсем верный. Как известно, музыкальный вкус формируется еще с детства. Например, если родители хотят развить музыкальный вкус ребенка, желательно еще в раннем возрасте приобщать его к классической музыке. При этом нужно начинать с несложных для восприятия ребенка композиций.
6
К классической музыке лучше приобщаться постепенно. Слушайте те композиции, которые приятны вашему слуху и не вызывают явного отторжения. Например, это могут композиции из серии «Шедевры классической музыки». Можно выбрать «Классику в инструментальной/современной обработке». Хотя это сомнительный выбор, если вы действительно хотите слушать классическую музыку, но для начала может подойти.
7
Не начинайте знакомство с музыки, сложной для восприятия (в основном это большинство произведений композиторов ХХ века), т.к. без соответствующей готовности можно отбить у себя желание слушать классическую музыку насовсем. Лучше начинать с таких композиторов, как Вивальди, Бетховен, Лист, Шопен, Чайковский, Бизе, Рахманинов, Брамс и др., с фрагментов произведений разных композиторов.
8
Если есть возможность и желание, постарайтесь прочитать о композиторе, музыку которого вы слушаете, его биографии и эпохе, его музыкальных произведениях. Это поможет вам более глубоко понимать его музыку.

Совет 2: Как понять музыку

Музыка – род искусства, развертывающийся во времени, основное средство выразительности в ней – звуки различной высоты и тембров. Часто ее называют языком души за универсальность и доступность пониманию большинства людей. Однако, чтобы понять произведение этого рода, требуется знать основы ее строения.
Инструкция
1
Основные характеристики музыки в порядке возрастания сложности – ритм, высота звука и тембр. Первый пункт имеет ту же природу, что смена времени суток, сезона, пульс сердца, шаг и другие цикличные операции. Именно поэтому при записи музыки на студии сначала пишется партия ритм-секции – ударных и басовых инструментов.

Ритм и высота звука – это уже мелодия, нечто более развитое. А с прибавлением тембров разных инструментов появляется настоящая профессиональная аранжировка.

Тембр - от французского «краска» - специфический тон инструмента или голоса. Он бывает холодным, прозрачным, плотным, звонким, с обертонами или субтонами, пронзительным, певучим, сухим и пр.
2
Посредством изменения темпа, ритма, звуковысотности и тембров музыка вызывает в наших умах ассоциации с тем или иным состоянием: тревога, печаль, горечь, агрессия, радость, торжество. Таким образом, в зависимости от характера музыки (быстрая мажорная танцевальная музыка с виртуозным ритмическим рисунком или медленная минорная, с размеренным ритмом) мы испытываем разные эмоции (возбуждение и веселье или тоску, словно хороним близкого человека).

Холодные звуки флейты могут навеять воспоминания о ночной прохладе, лунном свете. Часто ей поручается партия, изображающая одиночество, смятение. Пиццикато струнных похоже на крадущегося человека, тайное приближение чего-то огромного. Неповторимая ассоциация связана с голосом каждого инструмента.
3
Название музыкального произведения также может навести на мысль о том, что хотел сказать композитор. Звуковыми средствами может быть описано состояние или событие. Музыка с конкретным жанровым названием называется программной и включает в себя такие разновидности, как: опера, балет, симфония, симфоническая картина, песня, танец, цикл, соната. В непрограммных произведениях нет прямых указаний на состояние или эмоции, которые вы должны испытать, поэтому простор для полета фантазии шире.
4
Слушайте музыку различных жанров, анализируйте инструментальный состав, гармонический и мелодический строй, размер, тональность, лад. Полезно слушать произведение, держа перед глазами партитуру и следя за развитием.
Видео по теме
Источники:
  • Познавательный журнал «Школа жизни»
Видео по теме
Полезный совет
Сделать ваше знакомство с классической музыкой более интересным вам помогут аудиоверсии передач на радио «Орфей» Михаила Казиника, в которых он увлекательно рассказывает о своем понимании музыки Баха, Моцарта и других композиторов.
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500