Совет 1: Как объяснить ребенку, что такое число

Число представляет собой самое основное понятие в математике. В то же время оно является довольно абстрактным, как и любая другая математическая величина. Как объяснить ребенку суть чисел?
Вам понадобится
  • - дидактические игры: домино, кубики, лото и т.д.;
  • - счетные палочки;
  • - часы;
  • - термометр.
Инструкция
1
Положительные числа в пределах десяти начинайте учить ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет. Это можно делать, только играя, как бы «между делом» на прогулке и дома, обучая счету. Мышление детей в раннем возрасте наглядно-действенное. Ощупывая предметы, совершая с ними какие-то действия, ребенок постигает мир. Используйте этот период, чтобы занятие проходило непринужденно и интересно. Продвигайтесь от простого к сложному, в зависимости от усвоенного ребенком значения.
2
Пересчитывайте предметы вокруг в пределах трех, пяти, десяти – начиная от ступенек в детском саду и заканчивая количеством вымытых кружек. Заодно приучайте малыша к понятиям: больше, меньше, много, мало, один и несколько. Давайте ребенку небольшие поручения, связанные со счетом: «Принеси мне, пожалуйста, 4 карандаша». Или: «Нарисуй мне 3 медведей». Рассматривая картинки, фиксируйте внимание ребенка на количестве изображенных объектов. Заодно показывайте ребенку цифры, которые соответствуют тому или иному числу.
3
Совместные увлекательные и поучительные занятия родителей с малышом будут способствовать лучшему представлению о числах. Ребенок под руководством взрослого даже в раннем возрасте способен производить с числами элементарные математические действия: сложение и вычитание.
4
У детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление. Поэтому все, что малыш изучает, его должно привлечь визуально. С этой целью приобретайте различные дидактические игры: домино, кубики, лото и т.д. Можно изготавливать своими руками геометрические фигуры разных цветов, картинки. Очень помогают в понимании чисел настольные игры с фишками и игровым полем. Они приучают детей не только правильному счету, но и внимательности. Там надо считать, сколько шагов надо сделать фишкой и выполнять небольшие задания: пропустить ход и т.д.
5
Также можно использовать тетради в клеточку. Задавайте малышу словесное указание: прочерти 2 клеточки вправо, поднимись на три клетки наверх. Или нарисуйте ему готовый узор, который надо в точности повторить. При этом акцентируйте внимание ребенка на количестве клеток в каждом элементе орнамента. Рисуя по клеточкам, малыш заодно учится считать и тренирует мелкую моторику пальцев рук. Все эти навыки очень помогают детям при поступлении в школу.
6
В старшем дошкольном возрасте 6-7 лет у детей формируются основы логического мышления. Счетные палочки являются здесь практически незаменимым материалом. При помощи них можно придумать множество игр. К примеру, попросить малыша сложить квадрат из 4 или из 8 палочек. Затем дайте задание пристроить к одной из сторон треугольник, прибавив заданное число палочек. Когда маленький исследователь освоится с числами в пределах десяти, то счетные палочки помогут ему понять, сколько десятков содержит в себе число 100, что значит двузначное число, трехзначное число, как их прибавлять и вычитать. Для этого связывайте палочки в пучок по десяткам.
7
В младшем школьном возрасте помощниками в обучении понятия числа могут быть такие простые бытовые предметы, как часы и термометр. Лучше, если они будут сделаны своими руками из картона или из дощечек. Таким образом они не будут представлять опасность для детей. На них легко объяснить ученику даже такое понятие, как дробная часть числа. Отрицательные числа объяснить ребенку проще всего на термометре. Потому что там есть значения ниже нуля. Но это желательно делать тогда, когда школьник уже четко усвоит положительные числа.

Совет 2: Как объяснить ребенку вычитание

Ребенок дошкольного возраста вполне может освоить основные арифметические действия. Он схватывает новые знания на лету, и родителям остается только использовать это замечательное качество дошкольного возраста. Сложение и умножение обычно оказываются малышам понятнее, нежели вычитание и деление. Однако и эти арифметические премудрости ребенок одолеет без напряжения, если использовать некоторые приемы.
Вам понадобится
  • - наборы одинаковых предметов;
  • - карточки с цифрами.
Инструкция
1
Научите ребенка считать в прямом и обратном порядке. Для этого не обязательны специальные занятия, просто не упускайте такой возможности. Считать можно все, что угодно: кубики, конфеты, яблоки, машины на стоянке, цветы на клумбе. Объясните своему ученику состав числа. Это лучше всего делать на наглядных примерах. На газоне сидели пять кошек, некоторые из них залезли на дерево. Сколько кошек сидит на дереве, а сколько осталось под ним? При решении таких наглядных бытовых задач дошкольник усваивает не только принцип сложения, но и состав числа. Если под деревом остались три кошки, а на дерево влезли две, то их все равно пять. Можно использовать счеты, особенно если они с разноцветными косточками.
2
На таком же примере можно попробовать объяснить и принцип вычитания. Было пять кошек, а сейчас сколько осталось? Что ты сделал для того, чтобы это узнать? Скорее всего, дошкольник ответит, что он сосчитал кошек в первый и во второй раз. Можно подсказать ему и другой способ действия. Чтобы узнать, сколько предметов осталось, надо вспомнить, сколько их было, и вычесть из этого количества те, которое переместились в другое место.
3
Для обратного счета используйте набор одинаковых предметов. Например, положите перед своим учеником пять кубиков в ряд. Предложите ему их сосчитать. Начните строительство дома и уберите 1 кубик. Предложите пересчитать оставшиеся. Заниматься можно не только в игровом уголке, но и во время приготовления обеда. Малыш будет просто счастлив помочь. Предложите ему отсчитать нужное для супа количество картофелин, а затем пусть подает вам по одной и считает, сколько осталось. Повторяйте это упражнение регулярно с разными предметами. Ваш ученик должен хорошо понять, что будет, если из группы предметов убрать один.
4
Учите ребенка сравнивать группы предметов. Начните с метода приложения. Постарайтесь, чтобы он сам предложил этот способ. Спросите, чего больше на кукольном столе — тарелок или ложек? Что нужно сделать, чтобы это узнать? Если малыш затрудняется, предложите ему разложить ложки рядом с тарелками так, чтобы везде было по одной. Сколько ложек не хватает? Сколько лишних тарелок? Предложите ребенку посчитать количество тех и других предметов. Одно число будет обязательно больше второго на количество «лишних» единиц. Чтобы узнать, насколько больше получилось тарелок, необходимо из их количества вычесть количество ложек. Ребенок должен усвоить, что при вычитании положительных чисел самое большое число — это то, из которого нужно вычесть, а самое маленькое — то, что получится в результате.
5
Объясните ребенку, что число можно записать специальными значками. Когда он хорошо усвоит, какой цифрой обозначается то или иное количество предметов, можно показать ему, что этими же значками можно записать и пример. Но для этого дошкольник должен понять и запомнить, что одним и тем же числом обозначаются любые предметы.
Видео по теме

Совет 3: Как объяснить ребенку математику

Обычно дошкольники усваивают математические понятия легко и естественно. Ситуаций, когда нужно что-то сравнить по величине, сложить или умножить, в повседневной жизни предостаточно. Однако бывают и ситуации, когда родителям нужно что-то объяснить малышу или же специально создать игровую ситуацию, когда ребенок сам сообразит, как выполняется то или иное действие и что должно получиться в результате.
Вам понадобится
  • - любые одинаковые мелкие предметы;
  • - любые продукты, которые можно поделить на части;
  • - карточки или кубики с цифрами;
  • - предметы разной величины;
  • - измерительные инструменты.
Инструкция
1
Научите ребенка сравнивать предметы по разным параметрам. Двухлетний малыш уже может отличить квадратик от кружочка, а то и другое - от треугольника. Эти знания значительно облегчат ему изучение геометрии. Если же вы будете показывать и другие геометрические фигуры и научите анализировать форму разных "неправильных" предметов, малышу будет значительно проще их потом нарисовать.
2
Очень важно научить сравнивать количества предметов. На первом этапе не нужно ничего считать. Научите ребенка различать понятия "один" и "много". Если в вазе лежит одна конфета, то она достанется кому-то одному, а если много - можно угостить маму, папу, бабушку и дедушку, и даже всех ребят во дворе.
3
Создайте несколько игровых ситуаций, когда ребенку нужно определить, в какой группе больше предметов, в какой - меньше, а в какой - столько же. Например, можно попросить его накрыть на стол. Он уже примерно знает, на каком месте кто сидит. Пусть поставит тарелки для всех членов семьи, а вот ложек или вилок дайте больше или меньше, чем нужно. Если ложек не хватило, это означает, что их меньше, чем тарелок. Осталась лишняя вилка? Значит, вилок больше.
4
Изучать математические действия начните со сложения. Дайте ребенку один предмет - к примеру, шарик. Спросите, сколько у него шариков. А что будет, если вы купите еще один? Шариков станет два, и это больше, чем один. Повторяйте это упражнение с разными предметами, чтобы ребенок понял, что считать можно и шарики, и кубики, и машины, и морковки, и даже косточки на счетах. На первых порах старайтесь выбирать одинаковые предметы. Потом можно будет задать вопрос, сколько всего предметов находится на столе. Но к этому моменту ребенок должен уже понимать, просят его сосчитать какие-то конкретные вещи или предметы вообще.
5
Действием, обратным сложению, является вычитание. Объяснять его тоже можно наглядно. За столом сидело пять человек, один ушел на работу - сколько осталось? Продолжайте игровые упражнения с кубиками и куклами.
6
Постройте из кубиков домики и поселите туда оловянных солдатиков. Сделайте так, чтобы одному солдатику домика не хватило. Почему так получилось? Потому что солдатиков больше, чем домиков. Попросите ребенка сосчитать те и другие предметы.
7
Начните изучать цифры. Объясните малышу, что количество любых предметов обозначается на письме определенным значком. Дайте ему несколько одинаковых предметов, попросите их посчитать и покажите, какой цифрой обозначается это число. Затем дайте столько же других предметов и тоже попросите посчитать. На карточке будет один и тот же значок, несмотря на то, что в первый раз считали солдатиков, а во второй - машинки. Покажите малышу, каким образом обозначаются на письме знакомые ему знаки арифметических действий. Предложите самостоятельно составить пример. Например, во дворе стояло пять машин, две уехали. Как это будет выглядеть на карточках? А если было пять морковок, а две из них съел кролик - что получится? Ребенок должен понять, что цифры могут обозначать любые предметы.
8
Умножение лучше всего объяснять с помощью знакомого уже действия сложения. Если у вас есть два яблока, к ним прибавили еще два, а потом еще - сколько получится? Спросите малыша, сколько раз вы брали по два яблока. Расскажите, что если одинаковое количество предметов взять несколько раз, то сосчитать их можно значительно быстрее. Достаточно количество яблок, которое было в самом начале, умножить на количество раз, когда яблоки добавляли. При этом самый первый раз тоже считается.
9
Чтобы объяснить деление, приготовьте такое количество одинаковых предметов, которое можно разделить поровну на всех членов семьи. Понятие "столько же" ребенок уже знает. Предложите ему сосчитать предметы, а затем раздать их всем членам семьи так, чтобы у всех оказалось по две конфеты или по четыре шарика.
10
Дошкольник может усвоить и простые дроби. Для этого вам понадобится арбуз, яблоко, апельсин или еще что-нибудь в этом же роде. У вас одно яблоко. Вас двое, и каждый хочет, чтобы ему сколько-нибудь досталось. Как поступить, чтобы никому не было обидно? Можно разрезать яблоко на две равны части, тогда всем достанется по половинке. Точно так же можно разделить его, чтобы хватило и папе, и бабушке.
Видео по теме
Обратите внимание
Замечено, что математику очень быстро осваивают дети, которые начали заниматься музыкой. Это происходит потому, что у них подключается еще и слуховой анализатор. Они не только считают доли такта, но и учатся определять их на слух.
Совет полезен?
У ребенка раннего возраста преобладающим является наглядно-действенное мышление, у младшего дошкольника - наглядно-образное. К школе формируется словесно-логическое. Обучение математике будет идти значительно легче, если вы учтете возрастные особенности малыша.

Совет 4: Как объяснить ребенку дроби

Конкретные значения усваиваются детьми намного лучше, чем абстрактные. Как объяснить ребенку, что такое две третьих? Понятие дроби требует особого представления. Есть некоторые методы, помогающие осознать, что же такое нецелое число.
Вам понадобится
  • - специальное лото;
  • - яблоко и конфеты;
  • круг из картона, состоящий из нескольких частей;
  • - мелок.
Инструкция
1
Постарайтесь заинтересовать ребенка. На прогулке поиграйте в особые классики. Если в обычные вам прыгать уже надоело, а счет ребенком освоен хорошо - попробуйте такой вариант. Начертите классики мелом на асфальте так, как показано на рисунке и объясните малышу, что прыгать можно так: 1 - 2 - 3... , а можно и так 1 - 1,5 - 2 - 2,5 ... Детям очень нравится играть и так они лучше понимают, что между числами, есть еще промежуточные значения - части. Это ваш первый и твердый шаг на пути к изучению дробных чисел. Прекрасное наглядное пособие.
2
Возьмите целое яблоко и предложите его одновременно двум детям. Они сразу вам ответят, что такое невозможно. Тогда разрежьте яблоко и предложите им снова. Теперь все в порядке. каждому досталось по одинаковой половине яблока. Это и есть части одного целого.
3
Предложите ребенку разделить четыре конфеты с вами пополам. Он легко это сделает. Тогда достаньте еще одну и предложите сделать тоже самое. Понятно, что целая конфета не может достаться сразу вам и ребенку. Выход можно найти, разрезав конфету пополам. Тогда у каждого получиться по две целых конфеты и одна половинка.
4
Для детей постарше используйте разрезной круг. Поделить его можно на 2, 4, 6 или 8 частей. Предлагаем детям взять круг. Затем делим его на две половинки. Из двух половинок прекрасно получится круг, даже если обменяться половинкой с соседом по парте (круги должны быть одинакового диаметра). Заем каждую половинку делим еже на половину. Получается, что круг может состоять и их 4 частей. А каждая половина получается из двух половин. Затем на доске записываем это в виде дроби. Объясняя, что такое числитель (сколько частей взяли) и знаменатель (на сколько частей всего поделили). Так детям легче усвоить непростое понятие - дробь.
Совет полезен?
Обязательно применяйте наглядные пособия в объяснении абстрактного понятия.

Совет 5: Как объяснить, что такое Новый год

На дворе конец декабря, все суетятся, покупают подарки, наряжают елки, на улице висит большой плакат «С Новым годом!». Вдруг ваш малыш удивленно спрашивает: «А что такое Новый год?». И родители в какой-то момент теряются, ведь это же такое простое и всем известное понятие, что никто и не думал, как его объяснить.
Вам понадобится
  • - календарь;
  • - кукла-перчатка;
  • - новогодняя сказка.
Инструкция
1
Прежде чем объяснить ребенку, что такое Новый год, изучите различные исторические сведения о праздновании Нового года на Руси, об истоках этого праздника.
2
Сформируйте у ребенка два видения этого праздника. Пусть, с одной стороны, он будет воспринимать Новый год, как удивительное и загадочное волшебное таинство. А с другой стороны, малыш под вашим чутким руководством должен запомнить календарные границы года, число месяцев и другие нужные сведения. Начните учить эти данные в игровой форме именно в предпраздничный период, и ребенок, проявляя интерес к наступающему Новому году, усвоит все гораздо быстрее.
3
Познакомьте ребенка с календарем. Выберите большой, красочный, наглядный календарь, объясните малышу, что один год состоит из двенадцати месяцев. Когда заканчивается последний месяц декабрь, тогда заканчивается и весь год. Затем наступает Новый год, и все повторяется. А в ночь с 31 декабря на 1 января люди устраивают шумный праздник, дарят друг другу подарки и веселятся.
4
В процессе вашего рассказа у ребенка неизбежно будут возникать самые разные вопросы. Не игнорируйте их, но формулируйте свой ответ согласно его уровню восприятия, переводя сложные понятия на более простые аналоги, которые известны малышу.
5
После наглядных объяснений возьмите куклу-перчатку какого-нибудь новогоднего персонажа (лучше, если это будет Дед Мороз) и плавно перейдите к сказке о Новом годе: «А в ночь, когда уходит старый год, а приходит Новый, происходят удивительные чудеса». Немного измените голос, призовите на помощь актерские навыки и с максимально возможным выражением прочитайте сказку. Возьмите "Новогоднюю сказку о маленьком Дедушке Морозе" А. Федосеевой, "Новогоднюю сказку" В. Дудинцева или любую другую.
6
Проверьте, хорошо ли ребенок усвоил ваш рассказ, все ли он понял. Попросите кого-нибудь из близких поинтересоваться у ребенка, что он знает о Новом Годе. В ходе этого рассказа вам станет ясно, что ребенок запомнил, на что внимание не обратил, а что перепутал. Проанализировав услышанное, заново объясните малышу все неясные моменты.
Видео по теме
Источники:
  • История празднования Нового года на Руси

Совет 6: Как объяснить ребенку, что нет отца

Пока существует хоть какая-то статистика разводов между супругами, родителям придется объяснять прискорбный факт отсутствия рядом отца. То, как это сделает мать, да и другие родственники, во многом может повлиять на мироощущение ребенка, его самооценку и поло-ролевые отношения в будущем. Поэтому к разговору об отце нужно подойти максимально ответственно и с большим уважением к бывшему супругу, что бы между вами ни случилось.
Инструкция
1
Говорите правду в доступной для ребенка форме. Даже о трагическом событии ребенок должен знать и в разные возрастные периоды иметь возможность по-своему осмысливать его. Не стоит обманывать ребенка и кормить его ожиданиями возвращения отца, ребенок повзрослеет и начнет многое понимать и без вас, а обида на мать за обман засядет иглой в подсознании.
2
Расскажите ребенку о том, как начиналась любовь и какие между вами были хорошие отношения. О том, что он был желанным ребенком в семье и все, в том числе и папа, его с нетерпением ждали. Это в некотором смысле согреет душу ребенку, облегчит его переживания. В подробности же того, как эти отношения испортились, вдаваться не надо, лучше ограничиться короткой фразой о том, что начали часто ссориться и не смогли жить вместе дальше.
3
Приведите в пример своих знакомых, чтобы объяснить ситуацию малышу. Или его же сверстников, чтобы показать различия между людьми. Дети с трех-четырех лет уже понимают, насколько они разные, им, например, нравятся одни дети и не нравятся другие. Это хорошая опора для объяснения несхожести характеров мамы с папой. Но не стоит это ставить в вину отцу, объясняйте факт разности людей как данность.
4
Рассказывайте о случившемся сдержанно, но внимательно, с уважением к отцу и любовью к прошлому опыту. Это был ваш опыт, и в результате у вас появилось драгоценное сокровище. Поэтому наберитесь в себе мудрости и сил ценить произошедшее. Ни в коем случае не изливайте душу и не показывайте своей обиды, злости и любого другого негатива на отца. Таким образом вы вызовете только чувство вины за ваши отношения у ребенка, но любить отца, как того требует природа малыша, ребенок не перестанет.
5
Объясняйте ребенку, что отсутствие отца не показатель того, что он одинок или менее любим, чем другие дети. Не пытайтесь из чувства вины дать ребенку больше, чем дается другим детям, - супер-опека, выполнение любых капризов – уже излишки. Просто показывайте, как вы его любите, как любят его бабушки и дедушки, чаще обнимайте и уделяйте внимание, слушайте ребенка и разговаривайте с ним.
Видео по теме
Источники:
  • Няня.ру. А почему у меня нет папы?

Совет 7: Как объяснить ребенку деление

Для того, чтобы ребенок успешно учился в школе, его необходимо обучить арифметическим действиям еще в дошкольном детстве. В первую очередь он должен научиться понимать задание и самостоятельно определять способы действия. Деление обычно ребенок усваивает после сложения, вычитания и умножения. Если вы вовремя вспомните, что ребенку гораздо легче усваивать действия с предметами, нежели абстрактные,обучение делению пойдет гораздо быстрее.
Вам понадобится
  • Конфеты, фрукты, ягоды и другие предметы, которые можно поделить между несколькими участниками
  • Кубики, карточки, фишки и другой раздаточный материал
Инструкция
1
С делением ребенок сталкивается уже в раннем возрасте, хотя и не знает, что он решает арифметическую задачу. Объясните ребенку соотношения между группами предметов и научите обозначать их словами «больше», «меньше», «столько же», «поровну». Даже если ребенок еще не умеет считать, он может на глаз определить, в какой группе предметов больше, а в какой меньше. Научите его соотносить предметы друг с другом. Хватит ли всем зайчикам морковок, если всем раздать по одной?
2
Предложите ребенку разделить конфеты и вишни, чтобы ему и вам досталось поровну. Сначала ребенок будет действовать самым простым методом, перекладывая предметы по одному. В конце предложите посчитать, сколько всего было вишен и по сколько досталось каждому.
3
Объясните, что разделить предметы — это значит разложить их так, чтобы всем досталось одинаковое количество, вне зависимости от того, сколько участников. Предложите разделить вишни между всеми членами семьи, между друзьями во дворе и сосчитать, сколько в каждом случае достанется каждому. Объясните, что разделить поровну получается не всегда. Например, если 18 вишен разделить между 5 участниками, то каждый получит по 3 вишни, а 3 останутся.
4
Объясните, что когда ребенок видит, что то или иное число надо разделить на другое число, то первое число - это те же самые вишни, морковки, конфеты и кубики, а второе — количество участников. При этом все равно, что именно между участниками делить. Важно знать, по сколько предметов достанется каждому. Ребенок очень быстро это поймет.
Совет полезен?
Наглядно можно объяснить ребенку даже дроби. Например, если есть 2 морковки, а зайчиков 4 — почти любой ребенок, даже не задумываясь, ответит, что каждому достанется половинка морковки. А если зайчиков 8? Тогда половинки надо разделить еще пополам.
Обратите внимание
Очень важно, чтобы ребенок обучался основам математики с удовольствием в игре. Ни в коем случае нельзя его принуждать.
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500