Совет 1: Как начать пчеловодство

Занятие пчеловодством не только успокаивает нервы любого ценителя природы, созерцающего занимательную жизнь своих полосатых подопечных. Это ремесло приносит еще и весьма приятный бонус - сладкий и ароматный домашний мед.
Инструкция
1
Выберите подходящий участок для пасеки. Он должен располагаться на отдалении от других пчеловодов, чтобы ваши пчелы не пострадали, если на соседней пасеке разразится какая-либо эпидемия. Кроме того, пчелиные ульи лучше содержать подальше от линий высоковольтных передач, крупных водоемов и участков, на которых для борьбы с вредителями применяются химикаты.
2
Подберите подходящий для вас тип ульев, в которых поселите пчел. Ульи, носящие название «лежаки», отличаются мобильностью, их легко переносить и просто осматривать. Альтернативой «лежакам» являются многокорпусные ульи. Они значительно габаритнее и тяжелее своих собратьев, однако пчелам они больше по душе из-за большого внешнего сходства с дуплом дерева, где пчелы живут в дикой природе.
3
Соорудите вокруг пасеки забор. Его высота должна быть приблизительно от полутора до двух с половиной метров. Такой забор поможет защитить пчел от сильных и резких порывов ветра. А если рядом с пасекой живут и другие люди, то благодаря высокому забору они смогут почувствовать себя в безопасности, поскольку пчелы будут летать достаточно высоко над землей, перелетая забор.
4
Приобретите несколько семей пчел, для начала лучше ограничиться тремя-пятью семьями, чтобы проще было держать их под надзором. Не смешивайте пчел различных пород, поскольку такое самостоятельное скрещивание неизменно повлечет за собой негативные изменения на генетическом уровне и вырождение породы, а значит, уменьшатся объемы собираемого меда.
5
Подберите подходящую для ваших климатических условий породу пчел. Для пчеловодства в условиях в целом холодного климата России хорошо подойдут карпатская или среднерусская порода. Первые тяжелее переносят холодную погоду, зато отличаются мирным характером. Вторые же достаточно агрессивны, однако более морозоустойчивы, выносливы и в меньшей степени подвержены риску подхватить какое-нибудь заболевание благодаря их крепкой иммунной системе.

Совет 2: С чего начать пчеловодство

Пчеловодство – занятие увлекательное и выгодное. Но если вы новичок, организовать пасеку легко и быстро не получится. Нужно будет выбрать оптимальное место для ульев, правильно расположить их, запастись необходимым инвентарем и предусмотреть множество важных нюансов.

Зачем вам нужны пчелы

Вначале нужно определиться, для чего вам в принципе заниматься пчеловодством. Если просто хотите иметь свежий мед и качественный прополис для семьи и ближайших друзей, вам хватит 3-5 семей пчел. Если задумали заработать на продаже меда, понадобится не менее 10-15 пчелиных семей.

Где расположить пасеку

К выбору участка следует подойти со всей тщательностью. Больше всего для установки ульев подходят холмистые места с неровным рельефом. Там медоносы цветут дольше, это зависит от обогрева солнечными лучами разных сторон холмов. На южных растения начинают цвести раньше, на западных и восточных немного позже, на северных еще позже.
Также хорошо, что в случае холмистой местности, по сравнению с равниной, максимальная площадь сбора вокруг улья будет больше.

Участок для пасеки должен находиться подальше от ферм, крупных водоемов, компостных ям, обрабатываемых ядохимикатами полей, высоковольтных линий. Лучше, если рядом не будет и других пасек, так как в этом случае есть опасность переноса заболеваний и слета пчел.

Если неподалеку расположены жилые дома, желательно огородить пасеку забором двухметровой высоты, непроницаемым. Тогда пчелы будут, улетая на медосбор, сразу набирать высоту, а в результате меньше беспокоить соседей. Кроме всего прочего, забор защищает от ветра, который меняет состав воздуха в ульях в неблагоприятную сторону (там должен сохраняться особый микроклимат).

Расположение и строение ульев

Сегодня в продаже представлено множество ульев промышленного производства разных конструкций. На первое время вы можете выбрать такие типовые дома для пчел, а потом, когда придет опыт, доработать их самостоятельно.

Выбирайте ульи, стенки и дно в которых толще 40 миллиметров: пчелам будет легче поддерживать необходимую температуру в 32-35оС, насекомые будут защищены от холода и ветра. Внутрь нужно положить мох или солому, они будут согревать и впитывать выделяемую пчелами влагу.

Самые хорошие ульи – из липы, осины, пихты и не очень смолистой сосны. Снаружи их покрывают олифой, красят, причем лучше всего в различные цвета, чтобы насекомые не путали свои жилища. Для этой же цели можно поворачивать мостки и летки в разные стороны.

Размещать ульи надо не слишком близко друг к другу, оптимально - на расстоянии около двух метров. Пчелиные дома должны быть скрыты от палящего солнца, иначе пчелы отдадут все силы на вентиляцию ульев и произведут меньше меда.

Ставить ульи нужно на очищенную от сорняков площадку, крепить на деревянных стойках.

Одежда и инвентарь

Найти место и купить ульи с пчелами – это полдела. Обустроить пасеку невозможно без специальной одежды и нужного инвентаря. Рабочие вещи должны быть плотными и светлыми, без ворса. Такая одежда не должна сковывать ваши движения и пропускать пчелок к телу.

Начинающим пчеловодам рекомендуется работать в резиновых перчатках. Когда у вас появятся нужные навыки, можно будет отказаться от их использования. А без лицевой сетки подходить к пчелам не стоит даже бывалым пасечникам. Предсказать укус порой невозможно, а если пчела ужалит в глаз, можно лишиться зрения.
Да и при укусе в другие части лица и тела есть риск неприятных последствий, таких, например, как аллергия.

Что касается остального инвентаря, на первое время необходимо иметь дымарь, ящик, чтобы переносить рамки, стамеску, наващиватель, сметку, проволоку, нож, вощину, медогонку и роевню. Все остальное можно будет приобрести позже, когда пасека станет расширяться.
Видео по теме

Совет 3: Полезные свойства пчелиной перги

Перга – уникальный продукт, представляющий собой пыльцу пчел, которая утрамбовывается в соты, а сверху покрывается медом. Полезные свойства этого пчелиного продукта объясняются тем, что в безвоздушном пространстве перга начинает бродить, после чего получается молочная кислота. По мнению докторов, применение перги намного эффективнее, чем пчелиной пыльцы.

Воздействие перги на организм

Комплекс важнейших микроэлементов, витаминов и аминокислот наделяет пергу ценнейшими свойствами. Если вы будете употреблять даже по 6 г перги с теплой водой, то сможете полностью избавиться от следующих проблем со здоровьем:

–нарушение в эндокринной системе организма (повышенный сахар, увеличенная щитовидная железа и т.д.);

–депрессивные состояния, неврозы, бессонница;

–иммунодефицит в весенне-осенний период;

–сердечная недостаточность;

–аритмия;

–повышенный холестерин;

–зашлакованность организма;

–пониженная работоспособность, хроническая усталость;

–аденома простаты;

–нарушение потенции.

Использование перги в сфере косметологии

Пергу также применяют в качестве природного средства для улучшения состояния кожи, волос, ногтей. Положительный и устойчивый эффект от употребления этого пчелиного продукта объясняется следующими целебными свойствами:

–способность регенерировать поврежденные кожные покровы в короткие сроки;

–нормализация работы сальных желез;

–восстановление естественной структуры волос и ногтей;

–способность замедлять процессы старения кожи.

Совет 4: Как ухаживать за пчелами

Пчеловодство – интересное и полезное занятие. Однако начинающий пасечник, да еще и горожанин, не зная нюансов, может сделать множество ошибок. Если вы хотите получить качественную продукцию, вам все же придется разобраться в правилах ухода за этими трудолюбивыми насекомыми.

Начало работ начинается в первый же погожий день, когда воздух прогреется выше +14 градусов. Вынесите ульи на заранее подготовленные места и проведите визуальный осмотр пчелиных семейств. Вы увидите, что некоторые группы насекомых дружно облетываются, а некоторые – вяло. Последним, вероятно, понадобится ваша помощь. Также в первый весенний день следует сменить донья, если конструкция улья позволяет это сделать.

Следующий этап работы с пчелами начинается в конце апреля – начале мая. В это время происходит весенняя ревизия пчелиных семей. При необходимости при этом гнезда переносят в чистые ульи, заменяют непригодные соты.

Во второй половине мая пчеловод должен провести качественную оценку маток, отобрать расплод для формирования новых отводов, при необходимости расширить гнезда и провести перестановку корпусов. Также проводится ветеринарный осмотр пчел.

В июне происходит очередное расширение гнезд сотами и рамками с вощиной. Если возникла необходимость, то проводят откачку меда перед главным медосбором. Выбраковываются слабые пчелиные семьи и непригодные матки.

В конце июля – начале августа медосбор заканчивается, и гнезда начинают предварительно готовить к зимовке. Если главный медосбор еще не прекратился, то рамки с медом подготавливаются к откачке. Лишние корпуса снимаются, удаляются ненужные соты.

Во второй половине августа пчелиные гнезда подготавливаются к зиме окончательно. Сильные пчелиные семьи можно оставить при полных гнездах, для слабых же гнезда собираются.

Осенью также желательно провести обработку пчелиных семейств против варроатоза. Для этого можно использовать такие препараты, как «Бипин», «Тактик», «Акарасан». Если осенняя обработка прошла неудовлетворительно или была пропущена, повторно провести профилактику в улье можно будет уже весной.

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500