Совет 1: Как определить, готов ли ребенок к школе

Многие родители считают, что если их ребенок уже умеет читать и писать, значит он полностью готов к обучению в школе. На самом деле это не совсем так. Каждый ребенок индивидуален, определить готов ли к школе конкретный малыш можно по нескольким признакам.
Инструкция
1
Прежде чем отправить своего ребенка в первый класс, оцените его физическую готовность и состояние здоровья. Обучение в школе предполагает большие физические и психологические нагрузки, поэтому если малыш ослаблен, часто болеет и имеет какие-либо хронические заболевания, вряд ли он сможет посещать занятия без пропусков. Следовательно учиться он будет значительно хуже своих одноклассников. Для детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем, предусмотрены специальные формы обучения.
2
Особое внимание уделите интеллектуальной готовности ребенка к школе, которая подразумевает наличие у него определенных навыков, к примеру, умения анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать. При этом ребенку, идущему в первый класс, совсем не обязательно уметь писать и читать. Гораздо важнее научить дошкольника рассуждать, логически мыслить и грамотно пересказывать услышанное.
3
Подготовленный к школе ребенок имеет положительный настрой на работу и сотрудничество со своими сверстниками-одноклассниками и взрослыми, оказавшимися в роли учителей-наставников. Он умеет действовать совместно с другими людьми, уступать, а при необходимости даже подчиняться. Как правило, привыкнув к особенностям манеры общения и определенным требованиям педагогов, дети начинают показывать более высокие и стабильные результаты обучения. Поэтому частые переезды, а как результат и смена дошкольных учреждений, негативно влияют на формирование социальной готовности ребенка к школе.
4
Ребенок, готовый к школе, понимает, что впереди его ожидают не только развлечения, но и напряженный труд, заключающийся в соблюдении определенной дисциплины, школьного режима и программы, регулярном выполнении домашних заданий. Чтобы развить у ребенка волевую готовность к школе, чаще поручайте ему выполнять самые разнообразные ответственные задания.
5
Очень важно, перед тем как принять решение о поступлении ребенка в школу, оценить его мотивационную готовность к учебе. Она, как правило, закладывается в моменты наблюдения младших детей за процессом и результатами обучения старших. Поэтому больше везет, в плане формирования мотивационной готовности, семьям, имеющим несколько разновозрастных детей.

Совет 2: Как узнать, готов ли ребенок к школе

Родители приводят детей в первый класс в период от шести до семи лет. Обычно к этому возрасту у ребенка уже развиты способности к школьному обучению. Однако дети отличаются индивидуальными особенностями. Родителям необходимо знать критерии, определяющие готовность ребенка к школе.
Инструкция
1
Выясните, какими мотивами руководствуется ребенок, собираясь в школу:
- идут друзья, соседи, однокашники по садику (желание быть как все);
- получать отличные оценки (социальные предпочтения);
- играть с друзьями на переменках (игровая мотивация);
- выучиться и получить хорошую профессию.
Если ребенок выбирает последний пункт, то у него высокая учебная мотивация, он будет с интересом учиться.
2
Определите, насколько развита у ребенка эмоционально-волевая сфера, способность выполнять требования социума. К семилетнему возрасту у детей развивается понятие «игры по правилам». Понаблюдайте, как ваш ребенок в детском коллективе следует инструкциям игры. Выполнение своих обязанностей является залогом успешной адаптации к школе. Кроме того, от самостоятельности ребенка, его умения образовывать новые социальные связи, зависит интерес к школьной жизни. Излишне опекаемые дети рискуют быть не совсем успешными в учебе.
3
Присмотритесь, умеет ли ваш ребенок слушать и рассказывать. Пусть перескажет мультфильм или прочитанный рассказ. Если ребенок не может логично выстроить сюжетную линию событий, не умеет правильно составить предложение, трудно подбирает слова, то необходимо практиковать развитие речи. Речь тесно связана с мыслительным аппаратом. Развивая речь, мы тем самым стимулируем развитие мышления.
4
Обратите внимание, насколько хорошо ребенок владеет карандашом, ножницами, как перерисовывает геометрические узоры, как вырезает. Если ребенку трудно выполнять такие задания, то мелкая моторика руки нуждается в тренировке. Упражнения на выполнение мелких операций важны, так как в коре головного мозга центры речи находятся рядом с двигательным центром. Делая поделки из пластилина, пальчиковую гимнастику, массаж рук и прочее, мы развиваем речевой центр.
5
Поиграйте с ребенком в логические игры со словами. Примеры можно найти в любой книжке по развитию ребенка или придумать самим. Пусть найдет лишнее слово, закончит предложение, вами начатое, или назовет одним словом перечень предметов. Если ребенок успешно справляется с подобными заданиями, то его мыслительный аппарат готов к обучению.
6
Умение ребенка считать и писать говорит о способности ребенка к обучению. Эти навыки помогут ребенку быть успешным в первом классе, но могут помешать впоследствии. Несвоевременно накопленные знания могут помешать развитию навыков рассуждения.

Совет 3: Как определить готовность ребенка к школе

Однажды перед родителями дошкольника непременно встанет вопрос, в каком возрасте отдавать ребенка в школу. Справится ли он с учебной программой уже в шесть лет, или лучше подождать до семи. Чтобы принять правильное решение, необходимо определить, готов ли к школе ваш малыш.



Если вы хотите отдать малыша с шести лет, убедитесь, что у него крепкий иммунитет. Это значит, что в детском саду он болел не чаще пяти-шести раз в год. Первый класс – стресс для маленького ученика: новые люди, новые правила поведения, новые задачи. Болезненный ребенок будет пропускать занятия и не успевать за школьной программой, что станет еще одним источником стресса.

Мнение о том, что ребенка в школе научат читать, писать и считать, несколько ошибочно. Большинство детей приходят в школу, обладая базовыми умениями в чтении, письме и арифметике, и школьная программа составляется с учетом домашней подготовки. Если ваш ребенок не умеет этого, оставьте его дома еще на год и потратьте это время на подготовку к школе.

Ваш малыш умный, любознательный и сам мечтает пойти в школу. Это прекрасно, однако может оказаться недостаточным основанием для начала обучения. Подумайте, достаточно ли он усидчив, сможет ли в течение сорока пяти минут концентрироваться на словах учителя и просидеть без движения. Для оценки внимательности ребенка существует следующий тест. Скажите малышу десять слов, не связанных между собой. К примеру: книга, дерево, мама, море, дом, вилка, телевизор, собака, солнце, трамвай. Попросите ребенка воспроизвести запомнившиеся ему слова в произвольном порядке. Упражнение необходимо повторить пять раз. Если с каждым разом малыш называет все больше слов – он готов к школе. Обратный результат означает, что ребенок рассеян и быстро теряет интерес. Такому стоит побыть дома еще год.

Немаловажна и социально-коммуникативная готовность дошкольника. Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Спокойно ли ездит с вами в транспорте, уверенно ли чувствует себя при посещении магазина, банка, парикмахерской. Также школьник должен знать имена всех членов семьи и род их деятельности, свой домашний адрес.

Существует множество методик тестирования, созданных отечественными и западными педагогами, которые помогают определить готовность ребенка к школе. Вы можете обратиться к детскому психологу, который в игровой форме протестирует вашего малыша, или спросить у учителя, к которому предполагаете отправить ребенка, какую методику он посоветует, и провести тест самостоятельно.

Если ваш ребенок оказался не готовым к школе – не расстраивайтесь и ни в коем случае не ругайте малыша. Люди, посещавшие школу с семи лет, по своему умственному развитию ничем не отличаются от тех, кто пошел туда с шести.


Источники:
  • домашняя подготовка ребенка к школе
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500