Совет 1: Как определить прожиточный минимум

Прожиточный минимум составляет стоимость минимального набора продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы только для того, чтобы поддержать жизнедеятельность человека и обеспечить сохранность его здоровья. Те продукты и услуги, которые входят в этот набор, называются потребительской корзиной. Определить прожиточный минимум вы сможете, зная состав и стоимость потребительской корзины.
Инструкция
1
Состав потребительской корзины, по которой определяется прожиточный минимум, утверждается законодательно. Правовой основой для определения прожиточного минимума является Федеральный Закон РФ от 24.10.1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». В соответствии с ним, стоимость потребительской корзины, состав которой утверждается не реже, чем один раз в пять лет, приравнена к величине прожиточного минимума.
2
Структура и состав потребительской корзины определяется на основе методических рекомендаций, в работе над которыми принимают участие общероссийские объединения профсоюзов. Этот документ также утверждается Правительством РФ. Состав потребительской корзины предусматривает дифференциацию потребителей по основным социально-демографическим группам: трудоспособное население, пенсионеры и дети. В субъектах РФ для этих групп определяется стоимость каждого пункта перечня с учетом природных условий, национальных традиций и особенностей питания для каждой местности.
3
Стоимость потребительской корзины для каждого субъекта РФ определяется ежеквартально. Эти сведения вы можете найти в средствах массовой информации и интернете. Если вы не доверяете официально статистике, то можете определить прожиточный минимум для вашего региона самостоятельно. Для этого выпишите в тетрадь перечень тех продуктов и услуг, которые входят в текущем году в утвержденную потребительскую корзину.
4
Сколько стоят продовольственные и непродовольственные товары из перечня, узнайте, посетив магазины. Запишите эти значения. Стоимость услуг, которые входят в потребительскую корзину: жилье, централизованное отопление, водоснабжение горячей и холодной водой, газо- и электроснабжение выпишите из ежемесячной квитанции на оплату коммунальных услуг. Зная стоимость одной поездки, рассчитайте стоимость транспортных услуг, умножив ее на норматив. Услуги культуры и другие виды услуг определите как процентное соотношение от общей величины расходов на услуги в месяц.
5
Рассчитайте стоимость каждого пункта списка потребительской корзины, умножив стоимость единицы товара на приведенный в нем норматив. Сложите все получившиеся числа, и вы определите величину прожиточного минимума для вашего района на данный момент времени.

Совет 2: Почему прожиточный минимум по России один, а в Москве другой

Понятие «прожиточный минимум» было введено в законодательные акты и в обиход с 1998 года. По своей сути – это денежный эквивалент стоимости «потребительской корзины». Эта «корзина» - минимально необходимый для выживания набор продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг. В каждом регионе установлен свой прожиточный минимум и своя стоимость потребительской корзины, но в Москве они гораздо выше, чем в целом по стране.

Стоимость потребительской корзины

Стоимость потребительской корзины используется для обоснования величины минимального размера оплаты труда (МРОТ). Величина МРОТ, в свою очередь, определяет величины социальных выплат, которые берет на себя государство для поддержания социально незащищенных категорий граждан. В связи с постоянной инфляцией, стоимость продуктов питания, промышленных товаров и услуг является величиной непостоянной, но постоянно растущей. При этом в каждом регионе количество и стоимость товаров, составляющих «корзину», а также реальные темпы инфляции могут быть разными.
Постановлениями правительства субъектов Федерации величина прожиточного минимума утверждается для каждого региона ежеквартально.

Столица России является городом федерального подчинения, то есть, приравнена по статусу к субъекту Федерации, поэтому для Москвы также определяется величина стоимости потребительской корзины. Прожиточный минимум в целом по России, согласно Постановлению правительства РФ №233 от 27.03.2014 на IV квартал 2013 года составил:
- на душу населения - 7326 рублей;
- на трудоспособных граждан - 7896 рублей;
- на пенсионеров - 6023 рубля;
- на детей - 7021 рубль.
По городу Москве прожиточный минимум, согласно Постановлению правительства Москвы №81-ПП от 25.02.2014г. составил, соответственно: 10965, 12452, 7908 и 9498 рублей. Для сравнения, эти значения для Московской области составляют: 8072, 8971, 6068 и 7724 рубля соответственно.

Почему такая разница

Начать с того, что правительство Москвы позаботилось о том, чтобы москвичи лучше питались: годовая норма потребления мяса и мясопродуктов для жителей столицы превышает на 100 г норму, установленную в целом по стране, а норма потребления таких продуктов, как хлеб, макароны и крупы для них выше на целых 4,36 кг. Но это, конечно, мелочи, не объясняющие такую большую, почти в полтора раза, разницу.
Количество людей с доходами, ниже прожиточного минимума, в Москве составляет 10,3% населения, а в целом по России – 11,1%.

Объясняется она в основном тем, что в Москве проживает вполне платежеспособное население, поскольку в городе безработица составляет менее 0,5% - на биржах труда зарегистрировано всего около 25 тысяч человек. Отсутствие безработицы - экономический фактор, объясняющий высокий уровень оплаты труда. По данным Росстата, в столице средний уровень заработной платы почти в 5 раз превышает прожиточный минимум. При том высоком уровне зарплат, о котором в остальных регионах даже и мечтать не приходится, растут и цены. Правда, это касается не столько продуктов питания, сколько транспортных расходов, стоимости жилья и платы за коммунальные услуги.
Источники:
  • Состав потребительской корзины
  • прожиточный минимум состав
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500