5 класс: Проценты

Взрослые сами путаются с процентами, что потом им приходится переплачивать за кредит больше, чем они рассчитывали. Что же говорить о детях, для которых это пока темный лес, полный абстрактных чисел: “что значит 25% от 60? И почему это столько же, сколько 5% от 300?”.

Вначале обсудите вместе с ребенком, что один процент — это часть целого числа, которое разделили на 100, несколько процентов — это один процент, умноженный на нужное число. А после объясните на близком для ребенка примере: если Петя начал смотреть 10-минутный ролик и выключил его через 8 минут — значит, он посмотрел 80% ролика. 

6 класс: Отрицательные числа и модуль

Школьник переходит в 6 класс, а там все по новой, только уже с отрицательными числами. Нарисуйте вместе с ребенком координатную прямую, то есть бесконечный ряд, в котором каждое следующее число больше предыдущего. В центре этого ряда будет число 0 — перед ним будут идти отрицательные числа, после него — положительные.

На этой же координатной прямой можно потом объяснить модуль числа — расстояние от начала отсчёта до точки координатной прямой, соответствующей этому числу. Для наглядности можно выделить отрицательное число и показать расстояние от него до нуля, а потом сделать это с таким же по модулю положительным числом — эти расстояния будут совпадать.

7 класс: Линейные уравнения

Страшный сон любого школьника — это уравнения. Как будто математикам вычислений с известными не хватает! Увы, не хватает… На ВПР семиклассников будут проверять на умение решать линейные уравнения, то есть уравнения с переменными в степени 1.

В учебниках уравнения записывают как выражение с x. Попробуйте визуализировать его, например: В холодильнике стояли несколько бутылок колы (это x), а Петя поставил туда еще две бутылки пепси. Когда мама открыла холодильник, то увидела 7 бутылок (или говоря математическим языком, x+2=7). Сколько бутылок колы было в холодильнике изначально? (или чему равно x?)

8 класс: Геометрия

Детство заканчивается тогда, когда ребенок начинает разделять алгебру и геометрию. Но восьмиклассники уже взрослые и их не удивить вопросом, чем между собой отличаются прямая, отрезок и луч. Зато на проверочной будут треугольники, медианы и биссектрисы, косинусы и синусы.

Перед ВПР повторите вместе со школьником все теоремы и свойства треугольников, например, что сумма углов в треугольнике равна 180°. Это поможет легко решить задачу, вроде следующей: в треугольнике ABC проведена биссектриса СЕ. Найдите величину угла BCE, если ∠ВАС = 46°, а ∠АВС = 78°. Вначале найдем угол ∠BCA и для этого из общей суммы 180° вычтем угол 46° и 78°, значит ∠BCA = 56°. А биссектриса делит угол пополам, поэтому ∠BCE = 56°/2 = 28°.

Не забывайте, что разбирать сложные темы лучше в том классе, в котором ребенок с ними столкнулся. Именно так непонимание не превратится в снежный ком, с которым школьнику придется разбираться перед ОГЭ и ЕГЭ.