Саттон-Ху, место захоронения англосаксонского короля VII века, наиболее известно своими золотыми украшениями, которые сейчас выставлены в Британском музее. Но было еще одно, менее заметное сокровище, спрятанное в песчаной почве -  отпечаток деревянного корабля, на котором англосаксонский король был отправлен в другой мир.

Нам повезло, что раскопки в 1939 году проводил Бэзил Браун, археолог-самоучка, чья кропотливая работа позволила правильно зафиксировать корабль-призрак, а не уничтожить его в погоне за золотом. Именно Браун был первым кто понял, что сильно корродированные металлические заклепки, которые они открывали, были частью корабля. И что именно они позволяют определить его форму и размер. Именно поэтому судно получила прозвище корабль-призрак.

Киль, нервюры и доски, из которых состоял корпус полностью исчезли, оставив только очертания, по которым археологи смогли создать чертеж судна. Яма засыпалась в спешке, поскольку многие рабочие должны были уйти на войну. Сами курганы же были переданы военному министерству и использовались для обучения танкистов. К счастью, на подробных черно-белых фотографиях, сделанных во время раскопок, отчетливо видны очертания корабля.

Особенности конструкции. Хотя корабль Саттон-Ху похож на корабль викингов - Драккар но все же имеет массу отличий. Викинги плавали в Исландию и Северную Америку, они активно использовали паруса, но нет никаких свидетельств того, что у корабля из Саттон-Ху когда-либо была мачта. Драккары викингов также имели особенность, известную как Мегин Хуфр или прочная доска, которая придавала дополнительную устойчивость при крене корабля. В случае с нашим кораблем-призраком, этот элемент все также отсутствует.

Кроме того, в его средней части нет и железных штифтов, на которых устанавливаются весла. Археологи не знают, присутствовали ли они когда-либо или были демонтированы, чтобы освободить место для постройки погребальной камеры. Эти детали могут указывать на разницу между королевским кораблем, который грациозно скользил вверх и вниз по устью Дебина перевозя монарха и его свиту и морским военным торговым кораблем. Например, он не подходит для погрузки домашнего скота и вряд ли мог бы пересечь Ла-Манш даже на веслах.

Возрождение. Весь проект воскрешения погребальной ладьи разрабатывается Оксфордским институтом цифровой археологии, который три года назад построил копию Пальмирской Арки взорванный ИГИЛ. Роджер Мишель, исполнительный директор IDA оценивает стоимость супер яхты саксонской эпохи в районе ста тысяч фунтов стерлингов. Ожидается, что строительство корабля займет два с половиной года.

Создание англосаксонского Драккара важная задача, ничего подобного не было построено в Великобритании с начала VII века. Поэтому ученым потребовалось изучить традиционные методы судостроения от Скандинавии до Новой Зеландии. Так по подсчетам главы проекта Тима Кирка, для постройки судна потребуется создать около 90 досок длиной от 2,5 до 6 метров из зеленого не выдержанного дуба. Для киля потребуется кусок древесины длиной не менее 15 метров. Для этого придется срубить несколько 150 – 200 летних дубов с ровной, высокой кроной без сучков, которых в современной Англии осталось не так уж и много.

При всей своей кораблестроительной доблести, в отличие от Римлян, Египтян и викингов, Англосаксы не использовали пилы. Ствол делится пополам, затем на четверти, восьмые и шестнадцатые, а затем с помощью топора превращается в доску. Сами доски крепились к ребрам корабля деревянными штифтами, и друг к другу с помощью железных заклепок, единственной части лодки, которая уцелела до наших дней.

Топоры, которые используются для формирования балок были выкованы в Швеции, по конструкции используемой саксами. Это 18-дюймовые бородатые чистовые топоры, острые как лезвие бритвы. Оригинальные заклепки, которые теперь представляют собой черные куски окисления, были сделаны из так называемого болотного железа, которое в настоящее время довольно сложно найти в нужном количестве. Железную руду собирали на болотах и переплавляли. Этот металл активно использовался для строительства кораблей Римлянами и викингами, поскольку он ковкий, а силикаты примесей в болотном железе в руде обеспечивали определённую защиту от коррозии. Археологи приглашают к участию в проекте всех желающих, кто умеет обращаться с деревом и имеет опыт в сфере кораблестроения.

Пропавшее тело. К сожалению, мы никогда не узнаем истинную личность обитателя могилы. Когда захоронение было обнаружено в 1939 году, местная почва с повышенной кислотностью полностью растворила всю органику, оставив лишь отпечаток человеческого тела среди сокровищ. Это привело к ранним предположениям о том, было ли захоронения корабля Саттон-Ху на самом деле кенотафом, пустой гробницей или памятником, воздвигнутым в честь человека, останки которого находятся в другом месте. Однако более поздний анализ показал наличие в почве фосфата, свидетельство того, что когда-то там действительно покоилось человеческое тело.

Не смотря на отсутствие человеческих останков, все же удалось собрать личную информацию о покойнике. Считается, что оригинальный баркас использовался для похорон короля Редвальда, первого Английского короля, который принял христианство. Он правил между 599 и 624 годом. Его королевство, Восточная Англия включала современный Норфолк, Суффолк и часть Кембриджшира.

Корабельные захоронения в саксонской Англии были редкостью, поэтому вполне вероятно, что там была грандиозная похоронная церемония. Погребальный инвентарь также много говорит нам о похороненном человеке. Скорбящие в Саттон-Ху выбрали и разложили могильный инвентарь вокруг погребальной камеры таким образом, чтобы передать информацию о личности и статусе умершего в обществе, как могущественного лидера, богатого, щедрого, связанного с простыми людьми. Погребальная камера была заполнена оружием, тканями и сокровищами высочайшего качества. Благо металлические предметы пережили кислую почву лучше, чем органика.

Свет на «темные века».Могила Саттон-Ху примечательна своим величием и монументальностью. Но она также переписала наше понимание об эпохе, которая раньше воспринималось неправильно. Считалось, что пост Римская Британия вступила в темные века, когда цивилизация пришла в упадок во всех сферах жизни. Саттон-Ху доказал обратное. Это единственное захоронение в красивом уголке Саффолка, олицетворяет собой общество выдающихся художественных достижений, сложных систем верований и далеко идущих международных связей. Не говоря уже об огромной личной власти и богатстве местных правителей.

Образы парящих деревянных залов, сверкающих сокровищ, могущественных королей и впечатляющих похорон в древней Английской поэме Беовульф уже нельзя считать лишь легендами, они были реальностью.