Смольный собор – одна из самых известных достопримечательностей Санкт-Петербурга, у него несколько названий: Собор Воскресения Словущего всех учебных заведений, Воскресения Христова Смольный собор, Смольный собор.

Он относится к архитектурному ансамблю Смольного монастыря, который расположен на левом берегу Невы (на одноименной набережной).

Собор действующий, поэтому необходимо соблюдать правила посещения храмов. Его возвели на месте «Смольного дома» по указу императрицы Елизаветы Петровны, которая пожелала завершить свои дни в монастыре (в «Смольном доме» она провела свое детство).

Названия Смольный собор, Смольный монастырь, Смольный институт благородных девиц и «Смольный дом» произошли от места, на котором их возвели. Во времена правления Петра I на территории, на которой расположены здания находились Смоляные (Смольные) дворы, на них хранили смолу для Адмиралтейской верфи и флота.

Строительство собора началось в 1748 г. по проекту Бартоломео Франческо Растрелли и завершилось в 1835 г. Строительством руководил архитектор Христиан Кнобель, он был помощником Б. Ф. Растрелли.

 Он признан объектом культурного наследия народов РФ федерального значения и охраняется государством.

Храм выполнен в стиле елизаветинское барокко в серо-голубых тонах с использованием белого цвета и золота, имеет два придела (южный во имя праведной Елизаветы и северный во имя святой Марии Магдалины).

Елизавета Петровна не одобрила идею Растрелли создать центрический храм в давних традициях христианской архитектуры Востока и Запада. Императрица требовала от архитектора создать русский пятиглавый храм.

Смольный собор воплощает в себе лучшие традиции древнерусского зодчества, архитектор расположил боковые башни-колокольни почти вплотную к центральному куполу.

Высота собора составляет 93,7 м., по замыслу Растрелли собор должна была дополнять высокая колокольня. По проекту колокольня на 18 метров выше колокольни Петропавловской крепости (с учетом шпиля), строительство колокольни началось, но его не завершили.

По указу Николая I проект Смольного собора переработали и достроили его. В 1828 г. в стенах храма образовались трещины, некоторые кирпичи были существенно повреждены.

 Строительство собора завершилось в 1835 г., после выполнения внутренней отделки архитектором В. П. Стасовым.

Существует легенда о том, что Джакомо Кваренги (архитектор, который проявлял враждебность к творчеству Растрелли) останавливался у главного входа в Смольный собор, снимал шляпу и восторженно восклицал на итальянском языке: «Вот это храм!».