Вот он, вызвавший столько споров и толкований финал поэмы:

Так идут державным шагом —

Позади — голодный пес,

Впереди — с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.

Александр Блок принадлежал к так называемым «символистам», у которых было в почете туманное, как бы скрытое от взора читателя содержание текстов. Как поется в песне, «чем глубже спрятан смысл, чем труднее понять» - тем лучше. Более того, если произведение пишется вроде как по откровению свыше или от голоса где-то там глубоко «унутри» - это верный знак, что стихотворение является настоящим, истинным творчеством, ибо спонтанно, нелогично, непредсказуемо и т. д.

По воспоминаниям Корнея Чуковского, Блок говорил: «Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос?» (цит. по: Чуковский К.И. Указ.соч., с.409).

Таким образом, у кончившего автора объяснений не было. 

В воспоминаниях современников Блока можно встретить упоминания о том, как поэт «пытливо вслушивался» в то, что говорили о «Двенадцати», словно сам искал объяснения не до конца понятного смысла.

Автор одной из лучших книг о жизни и творчестве Александра Блока, которая вышла в серии ЖЗЛ, Вл.Новиков, считает, что пытаться «сегодня истолковать «Двенадцать» - это все равно, что еще раз объяснять улыбку Джоконды». Тем не менее, объясняют и толкуют.

Существует 4 основные теории о Христе в финале поэмы:

  1. Христос выражает божественное благословение, оправдание революции. Как бы воплощение фразы «С нами Бог». То же самое — у Есенина в поэме «Товарищ», у Белого в поэме «Христос воскресе», у Кириллова в поэме «Железный мессия», у некоторых пролетарских поэтов.
  2. Христос идет впереди, потому что он — путеводитель. Революция стихийна, хаотична, а Христос указывает путь к новой светлой жизни (в соответствии со священными текстами).
  3. Христос как символ освобождения угнетенных, обездоленных и обиженных (в соответствии со священными текстами).
  4. Христос как символ наступления новой эры в жизни России. Блок писал: «Когда родился Христос, перестало биться сердце Римской империи». Таким образом, введение в поэму о революции Христа — это попытка указать на то, что сердце Российской империи также перестало биться (излишне упоминать о том, как поэт воспринимал жизнь в царской России). 

Более того — поэт верил в доктрину мировой революции, а это значит, что последний пункт дополняется новым смыслом: Христос как авангард новой эры не только в России (с нее все только начинается!), но и во всем мире. Недаром в поэме он «с кровавым флагом».

В общих чертах приблизительно так.