Вам понадобится
  • Текст Лиханова А. «Я тащился по улице и вдруг увидел толпу… Мальчишек десять, старшеклассники, а сбоку, в сторонке, стоял Газовый Баллон, главный зачинщик всех самых «неправильных», бесчестных дел…»
Инструкция
1
Прочитав о поступке мальчика, о котором рассказывает Лиханов А., можно сделать вывод о его характере, о том, что он серьезно относится к животным, не только жалеет их, но, страшась старших подростков, защищает. В жизни мальчика наступает момент взросления: «Лиханов А. поднимает проблему взросления. Актуальной она остается потому, что у каждого ребенка наступает такой момент, когда он совершает такой поступок, который приближает его к взрослому миру, когда он не только рассуждает по-взрослому, но не боится кого-то защитить».
2
Комментарий к проблеме начинается описанием первого примера: «Писатель рассказывает историю о мальчике, который столкнулся с группой старшеклассников. Он увидел, как они издевались над белкой. О том, как животному было тяжело, читатель может увидеть по описанию «снежных снарядов», которые писатель сравнивает с пушечными ядрами. Слова мальчика не подействовали на старшеклассников».
3
Авторская позиция, выраженная в первом примере, может быть оформлена так: «Конкретное неприязненное авторское отношение к старшеклассникам выражено в восклицательном предложении 7 через использование просторечной лексики – «здоровенных головорезов». Бесчеловечное поведение мальчишек можно обнаружить еще и через использование антонимов – «здоровенных» и «маленькой». В 8 и 9 предложениях можно понять, что авторская позиция и позиция главного героя совпадают. Они хотели бы видеть в этих старшеклассниках людей с добрым сердцем».
4
Необходимо написать второй пример к комментарию: «Смелые слова не помогли, но он не отступил. Лиханов А. описывает действия мальчика и парней, используя просторечные слова – «шарахнул», «таранил», «лупили». Этим он хочет сказать, что этот случай драки между мальчишками обыденный. Но если посмотреть глубже, то читателю понятно настойчивое, мужественное поведение мальчика».
5
Дальше надо оформить авторский вывод по поводу поступка главного героя: «Авторская позиция совпадает с позицией деда, который похвалил ребенка. Самая естественная похвала, и в тоже время самая ценная, выражена словом «молодец». Этот поступок говорит о взрослении мальчика».
6
Собственная позиция с подтверждением согласия с автором может выглядеть так: «Я тоже считаю, что такой жизненный опыт полезен ребенку для становления настоящего мужчины. Б.П. Екимов в рассказе «Ночь исцеления» приводит пример взросления подростка. Он очень ответственно отнесся к болезни своей бабушки, которую мучили кошмарные сны о войне. Баба Дуня во сне плакала, просила помощи у людей. Сострадая, сочувствуя бабушке, он как будто оказался в том времени. Он долго плакал и понял, что человека, с которым случилась беда, надо успокоить. Так в процессе «лечения» бабушки внук посмотрел на ее мироощущение по-взрослому».
7
Последнюю часть сочинения – заключение – можно оформить таким образом: «Итак, взросление происходит по-разному. Почувствовать себя взрослым, способным защитить, отстоять, не струсить, помочь – это стремление достойно уважения и похвалы. Все эти действия представителей младшего поколения говорят об их мужании».