Какая информация содержится на «симке»

SIM-карта ‒ это устройство, выполненное в виде кусочка пластика с «умной начинкой». Является одним из модулей идентификации абонента в телефонных сетях (Subscriber Identification Module). Представляет собой микрокомпьютер, в состав которого входят микропроцессор и набор видов памяти: постоянная /оперативная /перезаписываемая (ROM/ RAM/ EEPROM). Общение с внешним миром происходит через интерфейс, который состоит из нескольких электрических контактов.

SIM’ка имеет шины для ввода и вывода информации и хранит в себе различные сведения (как открытые, так и защищённые). Прежде всего, это пользовательская информация общего характера: SIM-меню, телефонная книга, списки вызовов, короткие сообщения, а также различные дополнительные опции. Затем ‒ персональные идентификационные номера пользователя PIN и PUK, являющиеся секретными кодами SIM-карты. Четырёхразрядное число PIN (Personal Identification Number) записывается на карту при выпуске. Вместе с ним владельцу карты сообщают разблокировочные коды PUK1/PUK2 (PIN Unblocking Key). С их помощью возможно не только разблокировать телефон, но и изменить PIN-код.

Необходимым атрибутом SIM-карты являются записанные на неё идентификационные данные. Их обозначают следующими аббревиатурами:

Ki (Key) – уникальный ключ, используемый для аутентификации «симки» в мобильной сети GSM. Это 128-битное значение, назначенное SIM-карте в процессе ей персонализации оператором связи.

IMSI – идентификационный номер, который абонент мобильной связи использует при выходе в международное пространство связи (International Mobile Subscriber Identifier). Фактически – это имя пользователя в системе. Этот номер позволяет связать владельца карты с его аккаунтом у провайдера.

IMEI – международный идентификатор мобильного оборудования (International Mobile Equipment Identity). Применяется в сотовых телефонах GSM, WCDMA и IDEN сетей, а также в некоторых спутниковых телефонах. Значение является уникальным для каждого использующегося аппарата.

ICCID – международный код SIM-карты, который идентифицирует абонента у оператора, предоставляющего услуги связи (Integrated Circuit Card ID). Он заносится в базу провайдера, а также хранится на SIM’ке в незащищённом виде. По сути этот код является уникальным серийным номером каждого отдельно взятого электронного идентификатора. При замене SIM-карты можно сохранить номер телефона, оставить прежним номер «симки» нельзя. ICCID индивидуален для каждого физического носителя.

Вид сим-карты

Кодировка ICCID

Аббревиатура ICCID относится непосредственно к SIM-карте, дословно означает «идентификационный код микросхемы» (Integrated Circuit Card ID). Это блок из 19 или 20 цифр, в котором содержится информация о том, где и для кого выпущена «симка» (страна, производитель, срок выпуска, оператор), приводится её индивидуальный внутренний номер и указано контрольное значение кодировки.

Поскольку номера у SIM-карт не должны повторятся даже случайно, для генерации ICCID применяются правила, предусмотренные международным техническим стандартом ITU-T E.118.

ICCID нанесено на карту

  • первые две цифры ‒ это MII (Major Industry Identifier), идентификатор индустрии по стандарту ISO/IEC 7812-1. Основной отраслевой код, используемый для телекоммуникационных целей ‒ 89. То есть  у всех «симок» серийный номер всегда начинается на 89.
  • знаки с третьего по четвертый (либо пятый) ‒ телефонный код страны по рекомендации E.164. В этом техстандарте прописан общий международный телекоммуникационный план нумерации и формат номеров, используемый в телефонных сетях. Для любого региона Российской Федерации  ‒ значение 7.
  • следующие четыре (или пять) разрядов – идентифицируют организацию, выпустившую карту. Указываются номера, которые международными подразделениями электросвязи ITU-T выдаются каждому оператору связи, осуществляющему эмиссию SIM-карт. Например, для абонента Билайн в федеральной сети стандарта GSM-900 кодировка будет 01 99.
  • цифры по 18-ю (или 19-ю)  ‒ внутренний идентификатор SIM-карты. Организация, предоставляющая услуги связи, определяет этот код не по общему стандарту, а в соответствии со своим регламентом. Таким образом осуществляют привязку каждого физического кусочка пластика к идентификатору программной части у провайдера.
  • один знак (последний) ‒ контрольное соотношение серийного номера (Рarity). Это цифра (иногда бывает буква), которая вычисляется от всех остальных чисел ICCID по специальному алгоритму Луна. Алгоритм прост и не является криптографическим средством. «Контролька» свидетельствует о том, что при кодировке в международном идентификаторе «симки» не было допущено непреднамеренного искажения данных.

Пример кодировки серийного номера

Уникальный серийный номер SIM-карты представляет собой набор цифр, сгруппированных в три миниблока  ICCID = (ИЭ) + (ИК) + (П).

Комментарии к расшифровке ICCID на примере: 89 7 01 99 1111XXXX607 3

ИЭ (IIN) ‒ идентификационный номер эмитента (Issuer Identification Number). Вместе взятые первые три поля кодировки (с 1-го по 7-й знак в совокупности): 89 – фиксированные цифры для всех SIM-карт; 7– Россия; 01 ‒ федеральная сеть стандарта GSM-900; 99 ‒ оператор связи «Билайн». 

ИК (IID)  ‒ идентификатор SIM-карты (Individual ID). Блок из 11-ти последующих цифр (с 8-ой по 18-ую) – внутренний номер в кодировке оператора связи. В данном случае: 1111XXXX607 в формате «Билайн».

 П (P) ‒ контрольное соотношение в цифрах кодировки (Рarity). Последний символ в последовательности 19 или 20 знаков. В приведенном примере: 3.

На практике на SIM-картах GSM, в зависимости от производителя, используются ICCID как 19-разрядные (18 кодовых цифр + 1 контрольное соотношение), так и 20-разрядные (19 цифр кодировки + 1 контрольное значение). Однако каждый эмитент для своих ICCID всегда использует один и тот же размер кода.

Как узнать ICCID сим-карты

Уникальный серийный номер SIM-карты хранится на ней в незащищенном виде, его без труда можно считать несколькими способами.

Способы считывания серийного номера сим-карты

  1. Самое простое ‒ посмотреть серийный номер устройства на коробке с «симкой». У iPad ICCID выгравирован на задней крышке.
  2. Чаще всего идентификатор бывает набит непосредственно на SIM-карте: на тыльной её стороне, возле чипа. Цифры ICCID наносятся на пластмассовую часть физического носителя методом лазерной гравировки.
  3. Информацию можно узнать непосредственно в «мобильнике», когда в нём установлена карточка. Владельцам техники от Apple необходимо зайти в «Настройки», выбрать пункт «Основные», затем нажать «Об устройстве». Для смартфонов, работающих на ОС Андроид достаточно выполнить аналогичные действия: пункт меню «О телефоне», далее «Общая информация» и «SIM-карты». Если в вашем распоряжении есть неактивированный iPhone, алгоритм действий таков. Устройство следует заблокировать. При дальнейшей разблокировке на экране появится символ I (справа внизу). При нажатии на эту «иконку» появится интересующая информация.
  4. Этот способ получения информации о SIM-карте специалисты позиционируют как самый простой и точный. Подключаем iPad к компьютеру через провод. Заходим в iTunes и выбираем свой iPad. В главном окне появится информация. Смотрим на строку «серийный номер».
  5. Есть возможность узнать уникальный номер сим-карты, установив альтернативное ПО. Можно скачать такие программы как SIM Serial Number или SIM Card Details. Для Android-устройств рекомендуется воспользоваться специальным приложением под одноименным названием ICCID.

Сим-карты