Проект «Великан»

Отправной точкой строительства был выбран самый большой замок Силезии — Ксенж, конфискованный нацистами в 1944 году. Почти сразу же там начались подземные работы. Еще живы люди, заставшие этот момент. 81-летняя Дорота Стемловская, будучи ребенком, в ту пору жила в замке. Ее семья служила у прежних хозяев Ксенжа. Она помнит приезд инженеров и взрывы, которые вскоре стали доноситься из-под земли. Уже тогда среди местных жителей поползли слухи, что под землей строят жилье для Гитлера.

Однако вскоре стало ясно, что это не просто уютное гнездышко. В скальной породе под замком было вырублено 2 километра тоннелей и сооружена шахта для лифта глубиной 50 метров. Штаб-квартирой и жильем для Гитлера должны были стать сам замок и его подземелья, а то, что находилось глубже под землей, предназначалось для защиты вермахта. В данном комплексе нацисты планировали разместить оружейные заводы для производства вожделенного «оружия возмездия», на худой конец ангары для сборки самолетов. Ведь неслучайно нацисты переместили несколько крупных предприятий, например таких, как машиностроительный завод Кгирр, в эти места. Даже сегодня в Совиных горах можно найти заброшенные казармы, строительные склады, начатые тоннели. Правда, большинство из них засыпаны строительным мусором или вовсе зацементированы.

Высокая цена

Никто не знает, удалось ли нацистам закончить строительство объекта и насколько они сумели реализовать свои планы. Твердая горная порода существенно замедляла работы, но зато она прекрасно защищала сооружение от бомбардировок. Первый этап работ был самым тяжелым. Нацисты использовали в качестве рабочей силы узников концлагерей в основном из Освенцима: поляков, итальянцев и русских. По примерным подсчетам, над проектом «Великан» трудились 13 тысяч человек. Подземные работы были тяжелыми и опасными. Кроме того, брюшной тиф и другие болезни уносили жизни сотен людей. Тела многих погибших на этом объекте так никогда и не были найдены. Судя по всему, их так и оставили в тоннелях «Великана».

Все напрасно

Несмотря на привлеченные материальные и людские ресурсы, строительство не удалось ни ускорить, ни тем более закончить. Советская армия стремительно продвигалась в сторону Берлина. В январе 1945 года ее маршрут прошел мимо Совиных гор. Это вынудило нацистов замуровать все входы и выходы в подземный город. На данной странице его история оборвалась...

В поисках сокровищ

Согласно одной из гипотез, когда нацисты осознали, что строительство подземного города невозможно закончить, они превратили "Великан" в огромный тайник. Есть надежда, что там находятся награбленные во время войны материальные и культурные ценности со всего мира. В том числе и легендарная Янтарная комната, и один из знаменитых «золотых поездов» Третьего рейха, на котором нацисты пытались вывезти свои сокровища из сокрушенной Германии.

В книге польской писательницы Иоанны Лампарска «Золотой поезд. Краткая история безумия» содержатся сведения о допросе офицера СС Герберта Клозе. По словам нациста, в 1944 году начальник полиции города Вроцлав попросил его помочь спрятать железные ящики с ценностями, хранившиеся в штабе. Ящики без каких бы то ни было опознавательных знаков были герметично закрыты.

В назначенный день из-за полученной травмы Клозе не смог присутствовать при транспортировке. Тем ни менее он знал, что ящики развезли по разным местам. Правда это или нет — большой вопрос. Однако искателей сокровищей подобные свидетельства вдохновляют на подвиги. Кто знает — может это и впрямь не просто легенда? И когда-нибудь удача, распростав объятия, шагнет к ним навстречу.