В последние годы в России набирает популярность экстремальный вид спорта - хели-ски (от англ. heliskiing: heli – вертолет, skiing - катание на лыжах), когда участники спускаются по крутому горному склону на лыжах или сноубордах, высадившись на вершину с вертолета. По отзывам райдеров, адреналин зашкаливает, даже когда оказываешься на макушке горы, а когда летишь вниз по «дикой» трассе, чувствуешь полную свободу! «Испытав однажды эти ощущения, хочется их вновь повторить», - рассказал российский бизнесмен, топ-менеджер, член Совета директоров «Мосэнерго» и других крупных компаний Владимир Погребенко. Одним из ярких проектов в карьере Владимира стало революционное преобразование ВДНХ, в ходе которого культовый столичный объект вернул свою былую популярность и сейчас является одним из любимейших мест отдыха. Недавно он побывал в хели-ски туре на Камчатке и поделился впечатлениями.

- Владимир Игоревич, как вы увлеклись хели-ски?

- Я давно катаюсь на горных лыжах. Первый раз попробовал свои силы на Чегете, хотя эта гора и считается одной из самых сложных для спуска. Угол наклона в некоторых местах более 45 градусов - сплошная «черная трасса». Но именно здесь я освоил и прочувствовал внетрассовое катание, ощутил, что такое целина. Проехав однажды по неподготовленной трассе, обычный спуск уже становится скучным. Райдеры меня поймут!

- Почему выбрали для катания Камчатку? Впервые здесь?

- Да, я первый раз на Камчатке, хотя слышал, что это лучшее место в России для хели-ски. До этого мне доводилось кататься по нехоженым спускам в Швейцарии, Италии. В России такие трассы есть на Эльбрусе, на Чегете, в Кабардино-Балкарии. Но там, чтобы покататься по целине, пользуешься подъемником. В хели-ски тебя забрасывают на сопку на вертолете, и это уже совсем другая история.

Друзья меня давно звали покататься на Камчатке, но мы никак не совпадали по времени, да и с трудом верилось, что у нас можно организовать приличный сервис. Сезон здесь начинается в декабре и продолжается обычно до середины мая. Профи советуют кататься в феврале, когда больше всего снега. Мы полетели позже, но нисколько об этом не пожалели, благодаря сотрудникам местной компании Kamchatka Freeride Community, организовавшей трип.

- Что больше всего запомнилось? Недельный тур предполагает только катание или есть какая-то туристическая программа?

- По опыту знаю, что кататься семь дней нон-стоп физически тяжело, но райдеры – заложники погоды. Гиды рассказывали, что иногда вообще не удавалось выбраться в горы из-за каких-нибудь природных катаклизмов. Нам наоборот очень повезло с погодой - из семи дней пять она была идеальной для катания.

На Камчатке разница по времени с Москвой девять часов, поэтому мы летели всю ночь. Приземлившись в десять утра, сразу отправились на вертодром, переоделись и рванули в горы. Первые два дня была потрясающая погода - солнце, морозно, потом на два дня все резко переменилось, стало не до катания. Воспользовавшись паузой, мы смогли и силы восстановить, и достопримечательности посмотреть. В эти дни рассекали на снегоходах, съездили в Берингию, где живут ездовые собаки, в Петропавловск-Камчатский.

После временного перерыва вновь зарядило солнце, дав возможность насладиться потрясающим катанием. Один из спусков был прямо с сопки к океану – он запомнился больше других. Зимняя Камчатка вообще невероятно колоритна - гейзеры, вулканы, пушистый и чистый снег. Неудивительно, что заповедные места привлекают не только российских туристов, но иностранцев. Причем катаются все - от мала до велика. Да и сервис на уровне - еда вкуснейшая: свежая рыба, икра, супы и т.п.

- Чем хели-ски отличается от внетрассового катания?

- Для хели-ски райдеров высаживают с вертолета в такие места, куда самостоятельно добраться нереально. Поэтому человек должен быть не просто физически подготовлен, нужен «накат». Родиной хели-ски считается Канада, которая считается самым снежным регионом на земле, Камчатка по обилию снега и рельефу ничем не уступает, правда я бы не советовал отправляться туда новичкам. Вообще практиковать внетрассовые спуски рекомендую только тем райдерам, кто уже уверенно чувствует себя на трассе.

Основное же отличие такого катания от хели-ски в количестве спусков. На вертолете за день можно сделать в среднем около десяти спусков. Если же брать внетрассовое катание на любом курорте, то если выпадает много снега, к середине дня уже все раскатывают. К тому же, на лоне природы в горах нет суеты - здесь нет подъемников, ресторанов. Катаешься обычно своей знакомой компанией. Нас, например, было пять человек и два гида.

- Как организуют подобные спуски? Какие опасности подстерегают райдеров?

- Прежде чем высадить на гору райдеров, организаторы совершают пробные спуски. Основная опасность - лавины, поэтому спортсмены проходят подробнейший инструктаж. У них также есть специальная экипировка и осознание, как действовать в случае форс-мажора. По опыту знаю, что соблюдение норм безопасности позволяет избегать неприятностей.

- Вы много лет занимаетесь триатлоном, участвуете в соревнованиях. Это помогает в вашем увлечении хели-ски?

- Триатлон позволяет поддерживать хорошую физическую форму, это помогает выдерживать нагрузку, а дальше - дело тренировки. В горных лыжах - чем больше катаешься, тем быстрее прогрессируешь. Собственно, как и в любом другом виде спорта.

- Есть ли у вас мечта, связанная с хели-ски? Где хотели бы прокатиться?

- Какой-то конкретной мечты по поводу места нет, просто хотелось бы покататься как можно в большем количестве стран. Их много – помимо Канады, катаются в Исландии, Гренландии, на Аляске, Новой Зеландии, Индии. Экзотикой считается хели-ски в Патагонии, где в горы вертолеты взлетают с лодок. Но, честно говоря, после Камчатки ехать пока никуда не хочется. Хочется еще раз вернуться и насладиться потрясающими видами. Сейчас там есть все - горячие источники, хорошие отели, рестораны, и очень грамотные организаторы.