Ежегодная распродажа, проводимая в четвёртую пятницу ноября, в рамках которой магазины предлагают максимальные скидки на свои товары – «Чёрная пятница» (Black Friday) ‒ являет собой пример того, как можно совместить полезное с приятным. Для покупателей ‒ это доступность желаемого, утешение для кошелька и существенная экономия семейного бюджета. Для продавцов ‒ маркетинговый ход, позволяющий привлечь клиентов в торговые центры и на онлайн-площадки, и получить хорошую прибыль. Когда приходит трёхдевная распродажа – разверзаются склады, низвергаются цены, люди устремляются за покупками в магазины и к виртуальным прилавкам онлайн-супермаркетов. Гроссмейстеры шопинга получают доступ к обширному выбору товарных позиций по сниженным ценам.

По оценкам экспертов, почти 20% ежегодно реализуемой продукции на Западе приходится на период между Black Friday и Рождеством. Средний процент снижения цен на товары в мире составляет 55%. Чтобы понять масштабы «Чёрной пятницы», представьте себе, что в один прекрасный день вместе отправились по магазинам все жители Германии. В Соединенных Штатах Америки в этот пеириод в поисках скидок мечется около 80 млн людей, тратя на покупки порядка 60 млрд долларов. Цифра сравнима с годовым бюджетом небольшой страны. На такие огромные деньги можно, к примеру, приобрести по паре обуви для всех жителей Индии. В Black Friday экономия среднестатистической американской семьи может составить от нескольких сотен до тысяч долларов.

BlackFridaySale в России Черная пятница в России

В нашей стране история ноябрьского сейла, являющегося аналогом американской BlackFriday началась в 2013 году. За три дня распродажи было сделано 5 млн покупок на сумму 300 млн рублей. К 2017 году число любителей сэкономить увеличилось в 4 раза, затраты на покупки составили 30 млрд рублей, причём 6 млрд пришлось на долю интернет-торговли. В прошлом году участниками «Чёрной пятницы» стали более 20 млн россиян, которые приобрели товаров на 52 млрд рублей. Пятая часть покупок была совершена онлайн. Количество ритейлеров, присоединившихся к акции, составило порядка 5000. По прогнозам Российской ассоциации интернет-торговли, во время «Чёрной пятницы-2019» среднестатистический житель нашей страны, охотящийся за скидками, потратит на покупки 8540 рублей (132$). Это меньше, чем беларусы (150$), но больше, чем украинцы и жители Казахста (113$ и 64$ соответственно). Потребительский спрос черной пятницы

Приоритеты потребительского спроса россиян расставлены следующим образом: первые три позиции ‒ одежда, электроника, обувь. Далее следуют косметика и парфюмерия, бытовая техника, подарки, товары для детей. Наименьшим спросом пользуются книги, спорттовары, нижнее бельё.

Акция тотальных скидок 2019 года под названием «Чёрная пятница» стартует в четверг 21 ноября в 0-00 часов и продлится 3 дня (72 часа). Главный день распродаж ‒ пятница 22 ноября.

На скидках можно и «выгадать» и «прогореть»

Большинство российских торговых площадок, готовясь к ноябрьскому «покупательскому безумию», обещают посетителям внушительные и даже эксклюзивные скидки. Изучая привлекательные рекламные проспекты следует помнить, что скидка скидке – рознь. Всё зависит от группы товаров, которые предлагают к распродаже ритейлеры, и востребованности той ли иной позиции у покупателей. Значительное снижение цен ‒ на 70% и даже 90% ‒ бывает только на одежду, обувь и аксессуары (особенно на брендовые вещи из коллекций прошлых сезонов). «Коридор» у величины скидок на электронику, гаджеты и бытовую технику намного скромнее: от 15 до 30%, снижение цены до 50 % здесь возможно лишь на некоторые «неходовые» позиции. В среднем в дни «Чёрной пятницы» цены в России снижаются на 20-50%.

Это статистика. А реалии бытия таковы, что иногда покупая вещь «со скидкой» можно отдать за неё ещё больше, чем в обычный день, либо попросту не успеть «урвать» на распродаже то, что нужно. Некоторые недобросовестные участники акционной торговли накануне сейла практически в 2 раза накручивают ценники с тем, чтобы обеспечить себе «разгон» в дни проведения акции и не остаться в проигрыше. Многие популярные товары действительно продаются с огромными скидками, порой даже в убыток магазину, но обычно в строго ограниченном количестве. А потому раскупаются мгновенно. Это две главные причины, по которым к охоте за скидками  надо заранее подготовиться и во время распродажи быть максимально внимательным, проявить бдительность. Как говорится, встречай BlackFridaySale «в здравом уме и твёрдой памяти». Магазин во время распродажи

Чек-лист для любителя сэкономить

Посетителю распродаж «Чёрной пятницы» совершить выгодные покупки помогут несколько правил шопинга.

  • Не купить ненужные вещи и не потратить больше запланированного

​Следует заранее обдумать, какие товары нужны, желательно составить список. В интернет-магазинах можно загодя добавить выбранные позиции в корзину или в вишлист. Если подписаться на рассылку магазинов, в которых будет распродажа, они пришлют вам напоминание и перечень самых выгодных предложений.

Совершая покупки, не отвлекайтесь на мелочи или ненужные товары типа «пригодится» (пусть даже по супер-пупер привлекательной цене). Пока вы будете выбирать дешёвые футболки или прикольные чашки, кто-то уведёт из-под носа последний телевизор или желаемую брендовую вещицу.

В последнее время акция «Чёрной пятницы» затрагивает не только товары, но ещё и ряд сервисов и услуг. Это всевозможные предложения от туроператоров, провайдеров, банков, участников рынка недвижимости. Определитесь, что важнее – закупиться товарам на весь год или, к примеру, приобрести тур в страну, где давно хотели побывать, но всё как-то не складывалось.

  • Выбрать оптимальное время для совершения покупок

В разных магазинах свои сроки проведения «Чёрной пятницы». По общему правилу, акция стартует в 0-00 часов с четверга на пятницу. В полночь начинают торговлю крупнейшие торговые сети и онлайн-ритейлеры. Обратите внимание на то, что не все инетрнет-площадки работают по местному времени. Если покупаете в американских интернет-магазинах, не забудьте, что их полночь ‒ это 7 утра в Москве.

Специализированные розничные магазины с небольшим ассортиментом могут открыться только в 5 утра пятницы. Другие же напротив, желая избежать ажиотажа и давки, начинают распродажу ещё в четверг с 19-00 или 20-00. Нужно понимать, что в пятницу сейл только начинается, а продолжаться может 3 дня, до понедельника, а у кого-то и всю неделю. Некоторые магазины в этот период меняют привычное время работы: предпочитают открыться не в 10 утра, а пораньше или торговать круглосуточно.

Несмотря на то, что первые посетители всегда имеют преимущество, так как весь товар пока еще в наличии, главным днём распродажи, конечно же, считается пятница. На эту дату приходится пик самых горячих предложений. Актуальные товары по выгодной цене разлетаются в первые часы старта акции. Именно поэтому не стоит откладывать покупки на последующие дни. Задача участника ‒ попасть на распродажу как можно раньше, пока всё не разобрали.

  • Продумать несколько вариантов оплаты приобретений

Не исключено, что какой-то из них может быть недоступен. Например, в дни ажиотажной распродажи маловероятна оплата наличными после получения заказа из интернет-магазина. В пылу шопинговых баталий нередко происходят сбои в оплате банковской картой или посредством электронных кошельков. Не всегда можно оформить покупку в кредит. Конечно, такое случается редко ‒ но лучше подстраховаться: «Бережёного Бог бережёт».

  • Прицениться и проверить стоимость

Чтобы действительно сэкономить, а не переплатить, ещё до начала распродажи следует внимательно изучить и сравнить цены в магазинах. Достаточно ввести название выбранного вами товара в поисковик Яндекс или Google, перейти в интернет-магазин, который не участвует в распродаже «Чёрная пятница» и посмотреть, какая цена там. Бывают недобросовестные ритейлеры, которые делают скидку меньше или просто пишут, что товар со скидкой, хотя стоимость осталась та же. В преддверии «Чёрной пятницы» некоторые просто поднимают ценники, чтобы впоследствии сделать скидку и ничего не потерять.

Скидки могут быть разные

Если промониторить цены по той или иной причине вы не успели ‒ проверьте стоимость товаров на месте. Не бросайтесь, как бык на красную тряпку, на красиво зачёркнутый ценник или не распространяйте на конкретный товар общее обещание скидки «на всё ‒ до 70%». Вспомните (или проверьте с помощью мобильного интернета) реальную цену выбранной вами позиции. Обратите внимание, не сделана ли мелким шрифтом пометка «товар не участвует в акции». Например, в обычный день вы присмотрели  кровать с матрасом и основанием : 19500 + 8800 + 4700 = 33 тысячи рублей (без сборки и доставки). В «Чёрную пятницу» покупка может обойтись совершенно в иную цифру: 30070 кровать +  10430 матрас (не участвует в акции) + 5500 основание. Итого: 46 (!!!) тысяч рублей.

Помимо товаров следует обратить внимание на услуги. Их стоимость на время проведения распродажи чаще всего тоже снижается. Но бывает и наоборот: делая скидку на ту или иную товарную позицию, продавец не меняет условия доставки крупногабаритных вещей, сборки мебели и пр.

Покупки черной пятницы

Ещё одна важная отличительная черта «Чёрной пятницы» – сложности с возвратом товара. ​Приобретённое в этот день вернуть в магазин (по любой причине) считается дурным тоном.

Что касается продавцов, то по словам организаторов «Чёрной пятницы», все ритейлеры, желающие принять в ней участие, обязаны следовать нескольким правилам: скидки должны быть максимальными; товар должен быть в наличие в достаточном объеме; перед началом акции запрещено повышать ценники на ассортимент.