Предыстория создания на студии «Ленфильм» кинокартины «Женя, Женечка и «Катюша» такова. С подачи Главного политического управления Советской Армии, в конце 1960-х в печати периодически появлялись публикации о том, что молодёжь неохотно идёт служить в вооружённые силы. Для государственных интересов потребовалось, чтобы на эту актуальную проблему отреагировал кинематограф. Как пример, были приведены комедии на военную тему, снятые на Западе – «Бабетта идет на войну», «Мистер Питкин в тылу врага». Идеологическая задача перед работниками искусства была поставлена так: для поднятия престижа военнослужащего требуются патриотические фильмы об армии и войне комедийного плана. Работу по созданию такого кино взял на себя режиссёр Владимир Мотыль.

Обращение к жанру героико-лирической комедии

Изначально в планах Владимира Мотыля была съёмка картины, посвящённой декабристу Вильгельму Кюхельбекеру. Сценарий верстали по мотивам исторического романа-биографии «Кюхля» Юрия Тынянова. Однако в секторе кино при ЦК КПСС режиссёру порекомендовали сменить тему. Приступая к съёмкам фильма о Великой Отечественной войне, Мотыль принимает решение ‒ сделать главного героя похожим на полюбившегося ему декабриста – таким же нескладным и чудаковатым мечтателем. Отсюда и родился жанр героико-лирической комедии – в серьёзной военной драме такой персонаж выглядел бы нелепо. Героизация войны с изображением батальных сцен и освещением исторического хода событий автоматически отодвигается на второй план. Главную задачу режиссёр видит в том, чтобы обратиться к внутреннему миру своих героев, показать индивидуальность и сокровенные чувства солдата.

С предложением написать сценарий Мотыль обратился к Булату Окуджаве. Свой выбор режиссёр объяснял так: «Я обожал этого стойкого, маленького, худенького солдатика, с его истинной правдой о войне, мягким юмором на фоне героических публикаций». Тема задуманного фильма о школьнике-интеллигенте, который попадает на войну, была близка фронтовику Окуджаве. Впоследствии он говорил о творческом союзе с Мотылём: «ещё ничего не зная друг о друге, мы поймали один и тот же сюжет».

На военную тему ‒ и серьёзно, и шутя

Время, к которому относится происходящее в фильме «Женя, Женечка и «Катюша» ‒ 1944 год, завершающий этап Великой Отечественной войны. Советская Армия с освободительными боями продвигается по странам Европы в направлении «на Берлин!».

Съемки фильма частично велись в Калининграде. Как пример, сцену с опрокидыванием канистры бензина снимали напротив единственного в России готического культового здания, Кафедрального собора 14 века.

Следует отметить, что в истории, написанной В. Мотылём в соавторстве с Б. Окуджавой, не все события и герои полностью вымышлены. Некоторые сюжеты основаны на реальных событиях. Например, эпизод, в котором Колышкин, отправившись в предновогоднюю ночь за посылкой, заблудился и попал в блиндаж к фрицам. Окуджава взял его из заметки, промелькнувшей в одной из фронтовых газет. Эту историю рассказал военному корреспонденту солдат, поначалу скрывший, что он побывал в расположении врага.

Ситуация, произошедшая на Балтике, когда, находясь буквально в нескольких шагах друг от друга, Женя и Женечка разминулись, произошла на дорогах войны с родителями режиссёра. В. Мотыль, тяжело переживший потерю отца и ссылку матери, добавил в сценарий и другие автобиографичные штрихи. Он был совсем мальчишкой, когда пацанов собрали в военный лагерь для подготовки к будущей войне с Японией. Наставниками там были бывшие фронтовики, самые разные люди: те, которые сочувствовали, и держиморды, из-за которых дети голодали. Отсюда, из трудного послевоенного детства, так тщательно прорисованный образ разухабистого и прижимистого солдата Захара Косых. Эта роль явилась одной из первых больших работ в кино для начинающего актёра Михаила Кокшенова.

Образ полковника Караваева был создан Марком Бернесом, который ещё во время войны стал всенародно любимым благодаря своим работам в таких картинах, как «Истребители» (1939) и «Два бойца» (1943). Актёр и исполнитель песен не завершил работу над ролью, озвучивание персонажа за Марка Наумовича выполнял Григорий Гай. Бернес ушёл из жизни в возрасте 58 лет, за два дня до выхода Указа о присвоении ему звания Народный артист СССР.

В эпизодах фильма «Женя Женечка и «Катюша» появляется и сам сценарист, писатель и поэт Булат Окуджава. Юный доброволец, отправившийся на войну с Арбатского двора, Булат был чем-то похож на главного героя картины. Многое из того, что касалось фронтовой жизни, привнёс в сценарий именно он: образы и диалоги, мелкие, но важные детали. Идеи для некоторых сюжетов Мотыль почерпнул из военной юности Окуджавы, о которой тот рассказал в автобиографичной повести «Будь здоров, школяр». Кадры из фильма

По сути, фильм получился не о войне, а о человеке на войне. О современном Дон Кихоте и о любви, которая обернется трагедией. Повествование ведётся в форме ироничного и одновременно трогательного романтического рассказа. Главным художественным достоинством является провозглашённая внутренняя свобода человека, попавшего в тяжёлую ситуацию.

Это один из немногих фильмов, в которых авторы позволили себе шутить на военную тему.

Женя Колышкин

Хрупкий интеллигент с Арбата, которому 1941-й год не дал завершить образование в школе, Женя Колышкин в свои 18-ть служит в полку минометчиков. Простодушный и открытый, он живёт в мире своих фантазий и прочитанных книг. В этом иллюзорном мире нет войны, и Колышкин не ощущает, что он реально на фронте. Этакий Дон Кихот нашего времени, он с трудом вписывается в окружающую его действительность. А потому постоянно попадает в переделки и различные истории:

  • когда в эпизоде со случайным пуском «Катюши» командир распекает его за несобранность и несуразность, Колышкин отвечает, что виной всему его сосредоточенность;
  • в возникшей среди солдат ссоре он с ненаигранной непосредственностью предлагает товарищу: «Будьте моим секундантом!»;
  • влюблённый в связистку Земляникину, Женя по-детски наивен, когда в громадном пустом доме в освобожденном городе они с Женечкой играют в прятки;
  • в сцене с дамой своего сердца, рыцарская шпага в его руках выглядит не смешно, а создаёт образ трогательно-лиричного кавалера.

Действие в фильме разбито на своеобразные эпизоды, похожие на главы рыцарского романа, с лёгким налётом бутафории и театральности.

Женя Колышкин

Но на войне как на войне ‒ происходящее в действительности затрагивает своеобразный внутренний мир мечтателя и романтика Жени Колышкина. Чудаковатый и нелепый юноша, пройдя через горнило войны, превращается во взрослого мужчину. И в конце фильма перед зрителем ‒ возмужавший 19-летний боец гвардии.

Первоначально в кинопробах на роль главного героя участвовал актёр Бронислав Брондуков. Но оба автора сценария оказались единодушными в выборе исполнителя, когда речь зашла об Олеге Дале. По внешним данным актёр никак не соответствовал персонажу. Но по внутреннему наполнению Печорин советского времени (как характеризовали Даля коллеги и критики) был «снайперским попаданием» в образ. Режиссёр говорил, что главное качество, которое он увидел в Олеге – его абсолютная независимость, умение мыслить самостоятельно и тонко, смотреть на людей и явления без учета устоявшихся мнений. Олег Даль –личность неординарная и трагическая, состоявшая в противоречии со временем. И это противоречие сработало на неадекватное поведение на войне его персонажа Жени Колышкина. Отсюда трагикомичность и всего фильма.

Женечка Земляникина

Когда съёмки были уже закончены, руководители решили не допускать картину к прокату из-за трагического финала: в бою погибает связистка Женечка Земляникина. Обаятельная светловолосая девушка немного грубоватой внешности, с истинно русским женским характером – такой, по мнению Б.Окуджавы, и была настоящая фронтовичка. Веточка земляники у входа в палатку связистов и лаконичная надпись « Кто сунется- врежу! Земляникина». Одна деталь, а как о много она говорит. Это и ответственность девушки за вверенную ей по долгу службы полковую связь; и намёк на то, что назойливый кавалер ею будет «отшит»; и твёрдое намерение женщин наравне с мужчинами сражаться за Родину, давая достойный отпор врагу.

Женечка Земляникина

Главное, что по мнению режиссёра, должно было быть в героине ‒ некоторая женственная органическая грубость воюющей девушки. Едва начались съёмки, выяснилось, что утверждённая худсоветом Наталья Кустинская не соответствует типажу своего персонажа. А вот выпускница Щукинского училища Галина Фигловская поразила Мотыля точностью портрета: «отнюдь не красотка, с чувственными страстными губами, созданными и для платонической, и для физической любви». А когда актриса появилась на съемочной площадке, оказалось, что по характеру Галина ‒ простая и искренняя девушка, настоящая боевая подруга Жени Колышкина и его товарищей.

Актерская профессия не стала для Галины Фигловской основной. Не выстроилась и карьера в театре. В памяти зрителей она осталась актрисой, прославившейся ролью фронтовой связистки Женечки Земляникиной.

Легендарная «Катюша»

В кадрах фильма, среди различной военной техники, фигурирует легендарное оружие Великой Отечественной – реактивный миномётный аппарат БМ-13, получивший в народе название «Катюша». Изначально наши ракетчики дали пусковой установке имя Раиса Сергеевна, по первым буквам от «реактивный снаряд». Фашисты окрестили оружие «Сталинским органом» за созвучие его залпов с мощными звуками этого инструмента. Советскими военными специалистами ракетная установка залпового огня была признана «богиней войны». Ракетная установка

Но ласковое имя «Катюша» грозной военной технике дали ещё в 41-м, когда под Оршей жахнул по врагу первый ракетный залп. Кто-то из гвардейцев батареи капитана Флёрова сказал про установку: «как песню спела». И по ассоциации с популярной фронтовой песней М. Блантера на стихи М. Исковского «Катюша» получила своё боевое имя. Примечательно, что одна из последующих моделей реактивного миномёта БМ-31-12 называлась «Андрюша».

Вот так, не только у участников войны, но у оружия Победы складывались и фронтовая биография, и «личная жизнь».

Поэтика военного кино

Героико-лирическая военная комедия «Женя, Женечка и «Катюша» не сразу обрела зрителя. Картине пришлось пройти через «огонь, воду и медные трубы», как на стадии запуска в кинопроизводство, так и после выхода на экраны. Всё дело было в жанре военного фильма, непривычном для советского кинематографа 70-х. Решение режиссёра коснуться событий 1941-1945 годов посредством ироничной комедии, а не в рамках традиционной патриотической драмы, было встречено «в штыки». Сценарий отвергли на студии «Мосфильм», как не соответствующий указаниям партии и правительства. Возражения Главного политуправления СА основывались на том, что у истории трагический финал, а нужен счастливый конец. По мнению киночиновников, шутить на эту тему было вообще недопустимо. Фильма могло бы не быть вовсе. Помог Владимир Венгеров, возглавлявший Третье творческое объединение студии «Ленфильм». «Женя, Женечка и «Катюша» начали снимать в Ленинграде.

Однако на этом страсти не улеглись. После премьеры фильма посыпались резкие и оскорбительные выступления критиков и прессы. Было много нареканий со стороны лиц, ответственных за идеологию в стране ‒ дескать, создатели картины не делают акцент на героизме советских солдат. Крайне негативно отнеслись к такому изображению фронтового быта и высокие армейские чины, грозя «стереть в порошок создателей этой стряпни». Всё это предопределило дальнейший творческий путь В. Мотыля, сделав его на многие годы опальным режиссёром. А за Булатом Окуджавой прочно закрепилось клеймо писательской ненадёжности. В итоге кинолента «Женя, Женечка и «Катюша» всё-таки была выпущена в прокат, но шла «третьим экраном» ‒ не в столичных городах, а на периферии, в небольших кинотеатрах и клубах.

Вопреки всему, такое кино пришлось по душе поколению «шестидесятников». А самое главное, фильм понравился фронтовикам. Видимо, потому, что рядом с ними в те тяжёлые годы были свои опалённые войной Жени-Женечки, вернувшиеся и не вернувшиеся с фронтов Великой Отечественной… Наверное, глядя на экран, «каждый думал о своём, припомнив ту весну».

Женя и Женечка

Знаменитому режиссёру Владимиру Мотылю удалось снять фильм о том, что на войне есть место не только подвигам. Там бывает всё, и «даже то, чего не бывает». Это не могло оставить зрителей равнодушными. В первый год показа картину «Женя, Женечка и «Катюша» посмотрели около 24,6 миллионов человек. Известный поэт и писатель Булат Окуджава, сам прошедший дорогами Великой Отечественной, написал сценарий, сочетающий в себе элементы мелодрамы и трагикомедии. Так, как умел делать только он ‒ тонко, сдержанно и мудро. А талантливым актёрам, с их удивительно проникновенной игрой, удалось передать романтику молодости в суровых реалиях фронтовых будней. Ведь любовь не выбирает ни места, ни времени, она приходит, не спрашивая.

Прошедшие пять дестилетий всё расставили по местам. Сегодня зрители и киноведы едины в своём мнении: фильм «Женя, Женечка и «Катюша» – это поэтика военного кино.