Народная артистка Азербайджанской Республики певица Азерин твердо убеждена, что иметь голос и желание петь – недостаточно для того, чтобы стать хорошим исполнителем. Нужно получить фундаментальное образование, как общее, так и специальное, а также много читать. Ведь если артист выезжает за пределы родины, он перестает быть просто певцом. Теперь он ещё и дипломат. Его творчество, как и речь, и манера поведения на сцене должны быть на высоком уровне. «Мы ‒ носители национальной культуры, представляем свою страну, свой флаг», ‒ говорит Азерин.

Пение – это на всю жизнь и серьёзно

Азерин родилась и выросла в Баку. Семья была музыкальная, в ней знали, понимали и ценили хорошую музыку. Дебют артистки состоялся в 5-летнем возрасте – её голос прозвучал в 1976 году в одной из детских программ на Азербайджанском государственном радио. В школьные годы она была участницей популярного ансамбля «Джуджялярим» и хора «Бяновша». В 9 лет девочка успешно выступила с сольной песней композитора Джахангирова «Карабах». В 1990 году, по окончании учебы, после года занятий на подготовительном отделении Азерин поступает в республиканскую Музыкальную Академию.

Она занимается вокалом в классе профессора Эльмиры Кулиевой. Учеба идёт хорошо, но на последнем курсе происходит непредвиденное. После среза за экзамене по предмету «общее фортепиано» девушку отчисляют из ВУЗа. Причина была отнюдь не в отсутствии у студентки способностей и трудолюбия. К тому времени Азерин уже была лауреатом конкурса вокалистов «Бакинская осень». Преподаватели категорически не приветствовали стремление начинающей профессиональной певицы заниматься не чисто академическим пением, а синтезировать его с эстрадой, отступая от классических канонов.

Свои творческие замыслы Азерин решает реализовывать самостоятельно и в 1994 году уезжает в Турцию. В течение 5-ти лет проживает в Анталье, занимается преподаванием. Здесь же обустраивает и личную жизнь ‒ выходит замуж. Выступая на различных концертных площадках, записывая клипы, работая на телевидении, певица набирает материал для записи своего первого сольного альбома. Однако, при всём благополучии, её отчаянно тянет на родину.

Через пять лет ставшая уже известной исполнительница и популярная телеведущая прекращает работу в творческих проектах в Турции. По возвращении в Баку она первым делом завершает незаконченное высшее образование. Также певица внимательно следит за тем, как в Музыкальной Академии обучается вокалу её сестра. Еще в школьные годы родители и педагоги привили ей уважительное отношение к музыке. Мама не рекомендовала, например, петь на свадьбах. «Это ‒ заработок, но не занятие для серьёзных людей», ‒ говорила она. Урок был усвоен. Сегодня Азерин признана самой строгой и серьёзной певицей на азербайджанской эстраде.

Сценический псевдоним

Полное имя Народной артистки Азербайджанской Республики ‒ Анаханым Эхтибар гызы Тагиева. В качестве сценического псевдонима певица совместно со своим продюсером Джавидом Абидовым, не раздумывая, взяла красивое и звучное имя Азерин. В словах персидского происхождения сочетание «азер» обозначает «огонь». Эта же основа звучит в названии страны, истинным патриотом которой является Азерин ханум.

Азерин поет с стиле неоклассики

Несмотря на то, что артистка проводит много времени за пределами родины (гастрольные выступления, работа на телевидении в Турции), она утверждает, что ни при каких условиях не согласится подписать контракт, который будет вынуждать ей покинуть Азербайджан. Это подтверждает и продюсер: «из всех предложений мы принимаем только те, которые не ведут к утрате Азерин её свободы и не связаны с переездом».

Хронология карьеры

Творческий путь Азерин нельзя назвать дорогой с резкими поворотами или крутыми подъемами. Это скорее последовательное и поступательное движение вперед к осуществлению своей мечты:

1976 ‒ солист Азербайджанского государственного телевидения и радио.

1985 ‒ Лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

1990 ‒ Лауреат конкурса «Бакинская осень-90».

2001 ‒ премия в музыкальном конкурсе «Голос Азии».

2006 ‒ звание заслуженной артистки Азербайджана.

2009 ‒ солистка отечественного Образцового военного оркестра внутренних войск.

2011 ‒ обладатель титула «Лучший исполнитель тюркского мира», присуждаемого по инициативе Эгейского университета.

2015 ‒ Анаханым Тагиевой присвоено звание «Народный артист Азербайджанской Республики».

На текущий момент дискография певицы насчитывает четыре альбома:

2001 ‒ «Азерин 1»

2003 ‒ «Бушевало Чёрное море» 

2006 ‒ «Азерин 2»

2015 ‒ «Сердца в сердцах»

Концертные выступления и диски певицы

Характеристика репертуара

Будучи обладательницей сильного грудного голоса, Азерин работает в разных вокальных стилях, избрав для себя основным жанр «синтетического пения», в котором поп-музыка сочетается с классическим вокалом. На вопрос журналистов о том, работе над какими проектами в какие периоды она отдает предпочтение, Азерин отвечает: «вся моя жизнь ‒ один большой проект».

Певица исполняет:

  • классический репертуар (произведения знаменитых зарубежных и отечественных композиторов) и мелодии в стиле неоклассицизма, синтезированные с поп-музыкой: «Вокализ» Эльдара Мансурова, знаменитый классический кроссовер Эммы Шапплин De Labime Au Rivage; ария O Mio bambino caro, которую исполняла Мария Каллас;
  • музыку, содержащую элементы фольклора (традиционная система музыкального исполнения мугам, искусство ашугов) ‒ песня азербайджанского ашуга Саят-Новы «Кяманча»;
  • произведения, созданные основоположником современного профессионального музыкального искусства Азербайджана Узеиром Гаджибейли;
  • популярные песни известных композиторов – соотечественников Тофика Кулиева, Алекпера Тагиева;
  • композиции современных восточных авторов (Айгюн Самедзаде, Вагиф Гайрадзе);
  • эстрадные номера и песни к кинолентам, входившие в репертуар знаменитых певцов советского Азербайджана Муслима Магомаева, Рашида Бейбутова (песня о Баку из к/ф «Бахтияр»);
  • при создании «синтезированных» композиций Азерин стремится к тому, чтобы всё было гармонично – мелодия, голос, поза и движения. Подтверждение тому ‒ выступления вместе с турецким певцом в стиле «арабэск» Ибрагимом Татлысесом; дуэт с джазменом Джаваном Зейналлы на песню «Талеимин гярибя гисмяти»; совместная работа с Uran ‒ исполнителем рэпа, победителем конкурса молодых талантов.

Азерин на сцене

Несмотря на столь разнообразные жанры в творчестве, самое значительное место в своём репертуаре певица отводит песням гражданской и патриотической направленности.

  1. Идея тюркского мира отражена в композиции «Туркюн байрагы» («Флаг тюрков» ‒ музыка Самира, слова Огтая Зангиланлы), премьера которой относится к 2008 году. В этот период Азерин c сольными концертами много ездит по «горячим» точкам, выступая перед военнослужащими в Физули, Горадизе, Барде.
  2.  В 2016 году исполнительница представила песню, написанную молодым азербайджанским композитором Зумруд Тагиевой на стихотворение турецкого поэта Дженгиза Нуманоглу «Ночь 15 июля». Композиция и снятый на неё клип дали название одноименному альбому певицы. Песня посвящена жертвам военного переворота в Турции, предпринятого террористическим течением FETÖ.
  3. Во всем музыкальном мире визитной карточкой Азерин, которая остается приверженцем патриотического репертуара, является песня «Бушевало Черное море». Произведение, созданное в далеком 1918 году знаменитым азербайджанским композитором Узеиром Гаджибейли на слова Ахмеда Джавада (автора государственного гимна страны), не исполнялось много лет. Сегодня у восстановленной в 1994 году песни «Бушевало Черное море», прочно занявшей место в репертуаре певицы, несколько клипов и семь аранжировок. Популярная композиция в исполнении Азерин прозвучала в 55-й серии рейтингового турецкого сериала «Боец», выходящего на канале FOX. В 2018 году, совместно с продюсером Кенан ММ, который играет роль офицера-азербайджанца, певица участвовала в съемках в качестве актрисы.

На протяжении ряда лет Азерин является ведущей телевизионных программ Avazdan esintiler и Azerinlə bir avaz, которые на различных языках транслируются по турецким каналам TRT avaz и TRT music на 27 стран и 13 автономных регионов Балкан, Кавказа и Средней Азии. Её деятельность посвящена общим ценностям культуры, музыки, истории, фольклорным традициям тюркских государств. В последнее время Азерин стали часто приглашать к участию в серьёзных дискуссиях, в том числе и на политические темы. Это означает, что слушатели ей доверяют и ждут от артистки не только песенных месседжей.