Вплоть до 60-х годов 20 века историческая фигура Понтия Пилата многими исследователями и религиоведами признавалась сугубо легендарной. Доказательством того, что такой римский чиновник действительно правил Иудеей, стала известняковая плита, найденная итальянскими археологами в Палестине. На каменной таблице был выбит текст, где фигурировали имя и должность Понтия Пилата, который «представлял кесарийцам Тиберия» и «посвятил людям Кесарии храм в честь Тиберия». Среди артефактов, относящихся к тому периоду ‒ монеты, отчеканенные римским префектом (29 год н.э.) и найденное в 2018 году кольцо, на внутренней стороне которого выгравировано имя игемона.

Прокуратор Иудеи

Долгое время пятый наместник Иудеи оставался для истории человеком без биографии. Личность Понтия Пилата обрисовывалась с течением времени посредством компиляции сведений из различных источников. Среди них:

  • манускрипты и труды древних философов (Иосиф Флавий, Филон Александрийский, Корнелиус Тацит, Евсевий Кесарийский);
  • религиозные трактаты («Новый Завет», «Евангелие»);
  • апокрифические писания («Свидетельство грека Гермидия», «Донесения Пилата Тиберию»);
  • светские исследования историков и религиоведов (статья Бракгауза и Эфрона «Пилат», работа Артура Древса «Миф о Христе»);
  • литературно-художественные произведения (книга Анатоля Франса «Прокуратор Иудеи», поэма Георгия Петровского «Пилат», роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»).

По причине такого разнообразия источников существуют разночтения и противоречия в жизнеописании Понтия Пилата. Они содержатся во всём ‒ начиная от даты рождения и заканчивая последними днями его земного существования.

Происхождение римского всадника

Чаще всего, в отсутствии достаточного количества письменных памятников исследуемой эпохи, этнические корни и происхождение исторического персонажа определяют по анализу имени и фамилии. Так откуда же родом человек, назначенный Тиберием командовать императорской гвардией (префект) и получивший титул римского всадника и должность прокуратора Иудеи? Кто он ‒ воин германского происхождения (херуск) или состоявший в наемных войсках римлян италиец (самнит)?

Единственное, в чем сходится большинство историков ‒ то, что будущий прокуратор вряд ли был римлянином по рождению и его точное имя неизвестно.

В пользу первой версии говорит то факт, что Пилат –это прозвище, указывающее на род занятий его предков (метатель копья, копейщик). Понт ‒ город в Германии, вблизи Бамберга. В подтверждение германских корней Пилата приводится такое событие: в битве при Идиставизо будущий прокуратор Иудеи командовал кавалерийской турмой римлян. Отважный воин - херуск по имени Ингомар (внебрачный сын царя Майнца – Тира) за меткий глаз был назван Пилат. Его вотчиной стал город Лугдуне в Галлии (на современной карте Лион, Франция).

Другая  средневековая майнцийская легенда имеет романтический окрас и говорит, что Пилат (Pila-Atus) образовано от сложения имен его родителей, живших в прирейнской Германии: короля - астролога Атуса и его жены ‒ дочери мельника, которую звали Пила.

Исследователи, настаивающие на италийских корнях Пилата, утверждают, что он выходец из средних слоев самнитов, родился в провинции Абруцци на Адриатике. Прямой перевод прозвища Понтий означает «волосатый», а имя Пилат переводится, как «черноморский».

Но есть и такие учёные, которые пытаются доказать, что Пилат ‒ аристократ из знатной римской семьи Понтиев, принадлежавшей к привилегированному сословию эквитов (всадников). По латыни pilatus означает «копьеносец». Его супругой стала незаконнорожденная дочь Тиберия, внучка императора Августа Октавиана – Клавдия, что и определило дипломатическую карьеру Пилата.

Таким образом, за истекшие два тысячелетия на чеканном профиле «железного претора» отметка о его точном этническом происхождении оказалась практически затёртой.

Правление игемона Иудеи

Из всех захваченных земель Иудея являлась едва ли не самым беспокойным приобретением Римской империи. Тиберию необходима была железная рука для подавления скрытого сопротивления местных жителей, их категорического нежелания становиться подданными Рима и приобщиться к высокой имперской культуре. Обычный инструмент римлян ‒ ассимиляция здесь не действовал, а потому в ход была пущена тирания. Таким образом, по велению тестя, с учетом своего жёстокого и безжалостного характера, Понтий Пилат и стал римским наместником этой области.

По утверждению немецкого ученого Г.А. Мюллера, Pila-Atus Понт Пятый был назначен на должность прокуратора провинций Иудея, Самария и Идумея в 26 году н.э. Сменив на этом посту своего предшественника Валерия Грата (15 - 25 г.г. н.э.), он пробыл у власти около пятнадцати лет.

Правление Пилата

Должностными обязанностями прокуратора были: олицетворение власти Рима, обеспечение общественного порядка, надзор за поступлением податей, отправление правосудия. Обладая высшей властью в Иудее, римский чиновник имел право не только решать вопросы жизни и смерти, но также по своему усмотрению мог назначать или свергать иудейских первосвященников.

Пилат был жесток, коварен, беспощаден. Его правление зиждилось на лжи, провокациях, насилии и казнях без суда и следствия. Любое противодействие власти неотвратимо каралось. Стремясь только к наживе, лихоимец и взяточник устанавливал непомерные сборы с населения. Судя по трудам античных историков, современникам Пилата он был известен, как циничный и жестокий тиран: «все в Иудее шептались, что он зверь и свирепое чудовище».

Столь жёсткий стиль правления римскими наместниками считался нормой для того времени. Однако политика Рима на подчиненных территориях была подчеркнуто веротерпимой, а Понтий Пилат отличался тем, что проявлял полное неуважение к религиозным традициям иудейского народа. Свою задачу прокуратор видел в том, чтобы показать, кто хозяин на Святой Земле. В стремлении «прогнуть туземцев под себя» наместник часто руководствовался не столько государственными интересами Рима, сколько обыкновенной человеческой вредностью и желанием досадить ненавистным иудеям.

  • Прямым поруганием веры местных жителей было решение Пилата украсить все общественные места знаменами с портретами императора. Ни один из его предшественников не решался на подобное, зная, что для иудеев любое изображение запрещено Законом Моисея.
  • Сильнейший конфликт с местным население разгорелся из-за объявления о строительстве акведука в Иерусалиме. Дело было в том, что недостающие на водопровод деньги Пилат приказал взять из храмовой сокровищницы (корвана).
  •  Завершил он свое правление массовой резней самарян, которые пытались самовольно произвести раскопки на горе Горезин, где по их мнению пророк Моисей спрятал священные сосуды. Это было вопиющее оскорбление религиозных чувств подданных и абсолютно безжалостное уничтожение еврейского населения.

Наказание за содеянное

Иудейский царь Агриппа Первый, недовольный притеснениями и несправедливостью по отношению к своему народу, не раз подавал в Рим жалобы на прокуратора. Однако, результата они не имели. Наместник действовал жёстко, но вполне в духе своего времени, и по меркам римских обычаев, преступником не считался. Вдобавок к этому, Понтию Пилату было много позволено, поскольку он являлся родственником Тиберия, а также находился под покровительством Люция Элия Сияна, сотоварища и временщика императора.

Чаша терпения иудеев переполнилась, когда по распоряжению правителя была учинена резня самарян на горе Горезин. На основании доноса первосвященника Каиафы римский легат в Сирии Луций Виттелий отстранил прокуратора от должности. Понтий Пилат был вызван к императору в Рим для разбирательства и более в Иудею не возвращался. 

При этом никаких документально подтвержденных сведений о дальнейшей судьбе бывшего римского чиновника нет.

Существуют такие версии относительно окончания его земного бытия:

  1. Понтий Пилат предстал перед императором. Наказанием ему стала ссылка в Галлию (город Вьенн), где, не выдержав позора и лишений, прокуратор наложил на себя руки.
  2. Желая избежать кары за свои бесчинства в Иудее, Понтий Пилат, не дожидаясь решения своей участи, лишил себя жизни, зарезавшись собственным ножом. Тело было сброшено в Тибр, но река не принимала его. Волнение воды было и при попытке утопить мертвеца в реке Роне. Столь же безуспешно тело бросали в другие места, пока не погрузили «в глубокий колодец, окруженный горами, где оно до сих пор находится». В современном мире ‒ это высокогорное озеро под Люцерном (Швейцария), которое давно превратилось в верховое болото.
  3. По некоторым  данным, став на путь истинный, бывший правитель Иудеи обратился в христианство. Он прожил остаток своих дней праведно и был замучен во время гонений Нерона 64 года.
  4. Наибольшее распространение получила легенда, которая гласит: «Пилат неожиданным образом избежал гнева императора (в то время, пока прокуратор находился на пути в Рим, Тиберий умер). Экс-наместник Иудеи безнаказанно удалился от дел и нашел свой последний приют в горах».

Христиане верят, что раскаявшийся в содеянном прокуратор обрёл бессмертие. Жаждущий избавления от мук совести, в поисках прощения и покоя, римский всадник Понтий Пилат в великую пятницу появляется на плоской горной вершине в Швейцарских Альпах (это главная гора в Люцерне под названием Pilatusberg). При свете пасхального полнолуния он умывает руки, тщетно пытаясь очистить себя от участия в кровавом преступлении ‒ распятии Иисуса Христа. Понтий Пилат не может избавиться от видения казнённого Иешуа, с которым его душа мечтает воссоединиться на лунной дорожке.

Пилат на горной вершине