Фенолформальдегидная смола: особенности

Смолистые вещества бывают природного и синтетического происхождения. В простую пластмассу добавляют красители, смазку или другие синтетические добавки.

В составе смолы присутствует щелочь (6,5-7,5%), нелетучие вещества до 52%, формальдегид (0,15%), фенол (0,10%).

Цвет смолы – темный, почти бордовый, а консистенция до начала плавления вязкая, однородная.

Перед обработкой формальдегид (бесцветный газ) отличается резким, неприятным запахом.

Для изготовления фенолформальдегидной смолы можно использовать не только синтетические смолы, но и пригодные фенолы, например, каменноугольную смолу.

Фенолформальдегидную смолу изобрели в 19 веке, и она до сих пор высоко ценится человечеством. Синтетические смолы, изготавливаемые промышленным путем, отличаются более доступной ценой. Их очень легко использовать.

В 1872 году, чтобы получить смолистое вещество, ученый Адольф Фон Байер провел химический опыт и нагрел фенол (карбоновую кислоту) и формальдегид.

В процессе реакции появилась фенолформальдегидная смола. Стоило только нагреть массу, как она мгновенно затвердевала, не растворялась в воде и не поддавалась плавлению. В мировой промышленности смолу стали производит с 1912 года, позже смола получила название бакелит.

Синтетическая смола обладает свойствами реактопластов или термореактопластов (синтетический пластик). Пластик не плавится при высокой температуре. Бакелит растворяется в углеводороде, щелочи, хлористом растворителе.

Полезные качества фенолформальдегидной смолы

Фенолформальдегидная смола – электроизоляционное, очень прочное водостойкое вещество, которое не поддается коррозии.

Из смолы изготавливают лаки, клей, герметик, шары для бильярда, запчасти тормозной колодки (накладки), стекловолокно, цементные смеси, а также гетинакс – вещество, с помощью которого  изготавливают пластины из диэлектрика (печатные платы), детали для семейных игр (домино, шашки), а также розетки, выключатели, ручки для сковородок, ковшиков, и прочей хозяйственной утвари.

Смола широко используется для склеивания древесно-стружечных плит (ДСП).

Отверженную смолу называют резитом - синтетическим полимером, который образуется в результате отвержения смолистых веществ. Смола, отвержденная с примесями нефтяных кислот называют карболитом, а в пристутсвии молочной кислоты - неойлекоритом. 

Несмотря на пользу, фенолформальдегидная смола относится к токсичным, а значит, опасным для здоровья веществам, которые могут спровоцировать аллергическую реакцию, экзему или дерматит.